Вопрос присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), несмотря на оптимистичные заявления российских чиновников, до сих пор не выяснен до конца. Этот процесс уже давно вышел за рамки чисто экономической плоскости и перешел в плоскость политическую, что ощутимо уменьшает шансы России на вступление в организацию. И не последнюю, хотя и далеко не определяющую роль здесь играет позиция Тбилиси.
"Мы поддерживаем принятие России в ВТО только с одним условием: чтобы были выполнены все правила ВТО, и частью этих правил является то, чтобы пограничные КПП между двумя странами должны быть прозрачными", - заявил в пятницу находящийся с визитом в Вашингтоне премьер-министр Грузии Ника Гилаури в интервью телекомпании CNBC.
Выступая в Атлантическом совете в Вашингтоне, Гилаури подчеркнул, что Тбилиси не связывает требование о выводе российских войск из Абхазии и Южной Осетии с вопросом принятия России в ВТО. По его словам, это "отдельный вопрос", и он "ничего общего не имеет" с ВТО.
Похоже, однако, для России позиция Грузии не является тревожным фактором. Еще в начале октября Кремль сообщил о завершении российско-американских двусторонних переговоров о присоединении к ВТО и что процесс непосредственно присоединения завершится в течение ближайших месяцев.
Завершение российско-американских двусторонних переговоров - важный шаг Москвы на пути в ВТО, так как от позиции США зависит очень многое. Соединенные Штаты - последний член организации, который ведет двусторонние переговоры по вопросам присоединения России. Остальные страны-участники, не имеющие принципиальных возражений против присоединения нового участника к ВТО, решают непринципиальные вопросы на многосторонних переговорах.
Однако на деле информации о сроках подписания Россией и США протокола о завершении переговоров в высказываниях представителей американской администрации не было.
И в ближайшее время, скорее всего, не будет. В США грядут выборы в Конгресс, и до начала ноября протоколы о завершении американо-российских переговоров, скорее всего, голосование не пройдут. Ярким примером осторожного отношения конгрессменов к такого рода сделкам с Москвой является договор СНВ-3, который до сих пор не был ратифицирован в Конгрессе. Сегодня демократы, которых пока в Конгрессе большинство, просто боятся голосовать за результаты "перезагрузки" отношений США и России, справедливо опасаясь, что это понизит шансы их партии на прохождение в Конгресс на выборах в ноябре. Сегодня общество голосует за республиканцев и за их отличную от нынешней внешнеполитическую линию. А это значит, что и после выборов, когда большинство в Конгрессе будет принадлежать республиканцам, шансов на ратификацию протокола о завершении переговоров США-Россия по ВТО будут еще меньше, чем сейчас.
Тем более что республиканская партия США, очевидно, постарается развернуть внешнеполитический курс страны в направление "зоны привилегированных интересов" России - постсоветского пространства. И здесь негативное влияние на процесс вступления России в ВТО окажет желание Грузии выиграть от возможности помешать присоединению Москвы к организации.
Сегодня Грузия обещает не пустить Россию в торговую организацию, если та в свою очередь не пустит грузинских пограничников на территории самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии.
Хотя, возможно, грузинская сторона смогла бы извлечь больше выгод именно от вступления России в ВТО. На сегодняшний день Тбилиси важно восстановить торговые отношения с Москвой, что существенно улучшило бы экономическую ситуацию в республике. Идеальным компромиссом для двух стран было бы согласие Грузии на вступление России в ВТО в обмен на открытие российского рынка для грузинской продукции. Кроме того, свои интересы в Грузии имеют такие гиганты российского бизнеса, как "ЛУКОЙЛ", "Билайн" и банк "ВТБ-24".
С другой стороны, нужно понимать, что долго играть на возможности блокирования вступления России в ВТО Тбилиси в любом случае не сможет.
Если США и страны Европы утрясут-таки разногласия в вопросах поставок куриного мяса, в сфере субсидий и экспортных пошлин на лес и в вопросах интеллектуальной собственности, Запад в итоге просто надавит на Грузию, и стране придется согласиться на вступление России без каких-либо преференций для себя.