В системе, где слабо развиты институты государства и общества и где существует давняя традиция сильной личности в политике, вопрос о том, кто станет президентом России, является сегодня основополагающим для этой страны. Не впервые проблема передачи власти занимает умы российского политического класса и обозревателей, но каждый раз динамика бывает разной.
Пока не ясно, о чем свидетельствуют такие отличия на сей раз: об упрощении процесса или просто о контрасте личностей политиков. Иными словами, без ответа остается следующий вопрос: в какой мере российская конституция и развитие институтов в стране в целом ограничивают тот выбор, который имеется в распоряжении главных политических актеров.
В 2007-08 годах процесс передачи власти в итоге был определен конституцией: президент Владимир Путин, пробыв на своем посту два срока подряд, покинул его, уйдя в отставку. Это стало важным достижением в деле укрепления официального механизма конституционной политики – и не так неважно, насколько манипулирование избирательной системой и неформальные ограничения на подлинную состязательность выборов определили в конечном итоге их исход.
Процесс передачи власти в 2007-08 годах определялся острым конфликтом внутри и между связанными с правящим режимом фракциями. Публичный аспект парламентских и президентских выборов был лишь верхушкой айсберга. Поэтому в тот момент в России было два состязания в борьбе за власть. Первое проходило публично; его педантично регулировала Центральная избирательная комиссия, в нем участвовали политические партии, средства массовой информации и общественные организации. Второе же состязание было спрятано от посторонних глаз, и в нем противоборствующие группировки мутузили друг друга за кулисами.
Время от времени занавес закулисья приоткрывался, и мы становились свидетелями арестов Сергея Сторчака и Александра Бульбова, а также появления разного вида "компромата", в том числе, и на самого Путина, когда начинали циркулировать слухи о его несметном состоянии. На заднем фоне также маячил неизбывный страх режима перед "цветными" революциями: он боялся "оранжевой" интервенции и мобилизации общественных сил, находящихся на службе у той или иной группы элиты или иностранных держав. Соответственно, режим мобилизовал "Наших" и прочие околополитические движения, чтобы те сократили размах несанкционированной уличной политики.
В режиме непрекращающейся предвыборной кампании
В текущем процессе передачи власти, связанном с парламентскими выборами 2011-го и президентскими выборами 2012 года, есть большие отличия. Во-первых, два главных претендента на президентский пост известны заранее, в то время как в 2007-08 годах были самые разные слухи и предположения о ведущих кандидатах. Занимающий сегодня пост премьер-министра и входящий в правящий "тандем" Путин неоднократно подчеркивал, что вся процедура будет осуществляться в строгом соответствии с действующей конституцией. Но Путин в то же время заявляет, что ближе к выборам он сядет вместе с президентом Дмитрием Медведевым и решит, кому из них идти дальше.
Под конец он все-таки вспомнил, что в конечном итоге решать будет народ.
Похоже, что Путин вошел в режим непрекращающейся предвыборной кампании, начав свои широко освещаемые в СМИ поездки по России. Хорошо просчитанной пиар-акцией, сопровождаемой многочисленными интервью, стала его сентябрьская поездка из Хабаровска в Читу по почти построенной автомагистрали, которая впервые за всю историю свяжет европейскую часть России и ее дальневосточные регионы современной дорогой с покрытием.
Кампания Путина также продемонстрировала определенные слабости его позиций, потому что хорошо отрежиссированные мероприятия с его участием начинают казаться слегка нелепыми. В одном из сюжетов, который показали по телевидению на всю страну, Путин перед своей автомобильной поездкой встретился на траулере в Японском море с капитаном, который пожаловался, что вынужден пользоваться системой GPS. Капитан заявил, что она якобы всегда дает ошибку метров на 20, и поэтому у него не получается ловить рыбу. Он с нетерпением ждет появления и ввода в строй в полном объеме российской системы ГЛОНАСС, которая - капитан уверен в этом - гораздо лучше, чем GPS. Искусственность этой встречи, а также надуманные заявления и жалобы капитана вызвали многочисленные насмешки.
Подразумеваемая кандидатура
Тем временем, Медведев в прошлом месяце воспользовался трибуной Мирового политического форума в Ярославле, чтобы заявить о себе как о самостоятельном политике и о своей политической программе. Повестка форума, в котором участвовали многие зарубежные лидеры и политологи (в том числе, автор этой статьи), была посвящена моделям демократии.
Выступая 10 сентября с речью, Медведев не только заявил, что Россия это демократия, но и выдвинул целый ряд идей, способных помочь формированию в стране системы, подразумевающей общественно-политический диалог и участие масс в политике. В момент, когда существующие формальные институты демократического соперничества подвергаются осмеянию, такое заявление может показаться ошибочным. Однако идеи Медведева совершенно очевидно не совпадают по сути с понятием "суверенной демократии", в котором существует некий элемент подтасовки (президент с самого начала дистанцировался от этого термина), не говоря уже о концепции "управляемой демократии", с которой всегда будет ассоциироваться имя Путина.
На форуме в Ярославле собралась та элита, которая выступает за избрание Медведева на второй срок. Для этих людей возвращение во власть Путина равносильно сохранению существующей безвыходной ситуации со всеми ее сопутствующими социальными аномалиями, включая коррупцию и перерождение чиновничества. Программа "модернизации", ставшая для сторонников Медведева новой перестройкой, влечет за собой не только развитие технологий, но и полную ревизию системы государственного управления, и в этом смысле она имплицитно подразумевает критику путинского стиля руководства. Очевидно, именно по этой причине Путин запретил своим министрам в большом количестве появляться на форуме в Ярославле.
Хотя дискуссии в Ярославе была в основном формальными, и там почти не было места диалогу и дебатам, данное мероприятие стало в определенной мере механизмом политической интеграции. На нем присутствовали лидеры всех основных политических партий России, что дало возможность Сергею Митрохину из партии "Яблоко" выступить с жестким критическим анализом современной российской демократии.
На другом заседании руководитель коммунистической партии Геннадий Зюганов впервые за десять лет оказался в одном зале с лидером российского либерализма Анатолием Чубайсом. Последний признался, что у него прошла интересная дискуссия с главой КПРФ.
Сохраняя равновесие
Ярославский форум показал, насколько самобытна сегодня российская общественная сфера, насколько странными могут показаться западным наблюдателям существующие в ней формы общения. Из опыта мы знаем, насколько осторожно, но тщательно Медведев реализует те идеи, о которых он говорит в своих ключевых выступлениях, в том числе, в двух своих программных посланиях Федеральному собранию. Поэтому мы можем с уверенностью ожидать, что и его ярославские тезисы будут в той или иной форме претворены в жизнь.
Во-вторых, что касается перехода власти, то выбор, с которым сталкивается Путин сегодня, намного сложнее, чем во время предыдущей смены руководства. Безусловно, он вынашивает планы возвращения на президентский пост, и по конституции имеет на это право. Но с точки зрения политического расчета, это весьма опасное предприятие. Так или иначе, он сам выбрал Медведева себе на смену, поэтому любые попытки помешать ему со вторым сроком будут безусловным признанием того, что выбор был не совсем верный. А это негативно отразится на мнении общества о способности Путина правильно разбираться в людях. Позволить Медведеву пойти на второй срок – значит укрепить стабильность и "преемственность". А это были главные слова в кампании 2008 года. Все остальное будет означать политический раскол.
Иными словами, второй срок для Медведева это вполне логичный шаг, в то время как возвращение на президентский пост Путина станет унижением для Медведева и пощечиной той части элиты, которая выступает за подлинную модернизацию экономики и общества. Следует отметить, что у обоих лидеров высокие рейтинги. Медведев, наряду с этим, набирает политический вес и выглядит все более уверенно на посту президента.
В-третьих, возвращение Путина будет воспринято как откат в прошлое, в ту трудную эпоху, из которой страна уже выходит; как возврат к тем методам манипулирования, которые сегодня кажутся все более устаревшими. Путин добился больших успехов на посту премьера, довольно удачно выведя страну из мирового финансового кризиса – ведь сейчас темпы экономического роста в России составляют почти пять процентов. Он также заявил, что его больше не интересуют международные дела, и что работа по управлению делами внутренними достаточно интересна и содержательна.
Угроза системе
Таким образом, баланс власти между Путиным и Медведевым, если смотреть на него сквозь призму управления системой, вполне работоспособен. Но остается вопрос о том, создает ли такое распределение власти адекватный механизм для развития этой системы. Похоже, что в нынешних обстоятельствах это та необходимая цена, которую приходится платить за сохранение устойчивости системы, поскольку Путин обеспечивает Медведеву важное политическое прикрытие. Однако это обстоятельство постепенно утрачивает свою ценность, поскольку Медведев все больше укрепляет свои позиции и обретает возможность самостоятельно управлять непослушными российскими политическими фракциями.
В-четвертых, выбор сегодня уже не только за Путиным. У Медведева определенно есть собственное мнение по данному вопросу, и он не скрывает своего стремления остатья на второй президентский срок, который отныне будет составлять шесть лет благодаря поправке в конституцию, внесенной в начале его первого президентского срока. Хотя тандем, несмотря на вполне нормальные различия в политических акцентах и личных пристрастиях, работает хорошо, это по определению неустойчивая конструкция.
Пусть конституционая власть принадлежит Медведеву, но политическая власть сосредоточена в руках у премьер-министра. Поскольку за Путиным стоит солидное парламентское большинство, любые попытки игнорировать его создают угрозу стабильности системы в целом.
И наконец, в отличие от скрытой фракционности прежнего периода, текущий переход власти осуществляется в виде наполовину открытой, публичной политики. Политическая система России не дает ее партиям возможности играть определяющую роль в выборе президента, однако политически активная часть общества ведет упорную борьбу за выработку механизма передачи власти. Тандемная политика создала такую форму политического плюрализма в российской системе, которую будет очень сложно искоренить.
Мы не должны преувеличивать расхождения, существующие между Путиным и Медведевым, однако они, тем не менее, существуют, представляя собой разницу в акцентах. У обоих одинаковые основополагающие политические ценности и устремления, но методы достижения целей различаются. А в политике этого порой достаточно, чтобы определять судьбы целых наций.
Ричард Саква – профессор, преподающий вопросы российской и европейской политики в Университете Кента. Его новая книга "The Crisis Of Russian Democracy: The Dual State, Factionalism, And The Medvedev Succession" (Кризис российской демократии: тандемное государство, фракционность и наследование власти Медведева) выйдет в начале 2011 года. Изложенные здесь взгляды принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения Радио "Свобода"/"Свободная Европа".