Создание Европейского энергетического сообщества и учреждение Агентства Евросоюза по приобретению газа помогли бы гарантировать большую энергетическую безопасность государств Восточной и Центральной Европы. Поскольку национальная политика ведения переговоров государствами нашего региона никогда не была и не будет эффективной.
„Энергетика сегодня – один из важнейших вызовов безопасности Центральной и Восточной Европы. Без энергетической независимости не возможна и политическая самостоятельность", - заявила председатель Сейма Ирена Дягутене на сессии ассамблеи членов Литовского Сейма, Сейма и Сената Польской Республики и Верховной Рады Украины.
Она также отметила, что в последнее время негативным явлением становятся новые проекты энергетической инфраструктуры, такие, как Североевропейский газопровод или «Южный поток», поскольку ими преследуется цель обойти государства энергетического транзита и тем самым увеличивать на них давление, диктуя условия.
„К сожалению, нередко в отношениях с Евросоюзом действуют «через «столицы», тем самым, возводя препятствия или разрушая единую энергетическую политику ЕС", - сказала госпожа Дягутене.
Эрнест Выцишкевич, преподаватель польского Института международных отношений, который специализируется в области энергетической безопасности, подчеркивает, что преобладающие в настоящее время двусторонние отношения, например, между Россией и Германией или Россией и Польшей, выгодны, прежде всего, России, поскольку она стремится поддерживать раскол Европы, противостояние государств, предоставляя одним из них привилегии и обрекая других.
«Нужно бороться с расколом, разделением. Пока у нас нет мер, как воздействовать на Россию, мы роимся на своем дворе. Однако мы должны смотреть на свой двор шире – смотреть на весь регион», - сказал он.
По его словам, задумка председателя Европарламента Ержи Бузека и бывшего президента Еврокомиссии Жака Делорса основать совместное агентство по покупке газа – дело хорошее.
„Но пока эта картина будущего не имеет инструментов. От самих стран-членов, а не от Комиссии зависит, как эта идея будет реализована,- отметил он. - Не следует забывать, что при желании осуществлять совместную политику требуются мобилизиующие факторы. Когда возникает кризис с поставками, цену за него платят определенные страны ЕС. Пока не будет создан механизм, как эти расходы поделить на все государства, до тех пор, можно сказать, некоторые государства будут поддерживать преемственность современных отношений с Россией".
По одиночке трудно
Арунас Молис, преподаватель Вильнюсского университета и университета Витаутаса Великого, отметил, что, желая изменить современное положение, стороны должны выбираться поодиночке. Вот и Литва в национальной стратегии энергетической независимости предусмотрела различные проекты, улучшающие энергетическую безопасность, однако для этого нужно 30-40 млрд. литов (примерно 12-16 млрд. долларов - прим. перев.), а для нашего государства это большая сумма. И все же он думает, что не это основное препятствие. Литва, пытаясь реструктуризировать газовое хозяйство, столкнулась с мощным сопротивлением монополистических структур – российский «Газпром» и германский «E .On Ruhrgas» заявили, что отделение передачи газа может вызвать перебои в поставках газа. Подобные проблемы возникли и в других государствах.
„Наивно полагать, что деполитизировав энергетику, как с Россией, так и с альтернативными поставщиками, мы сможем договориться при помощи двусторонних переговоров. Национальная переговорная политика государств нашего региона никогда не была и не будет эффективной. Сегодня – российское политическое руководство, а позднее и других поставщиков, всегда будет стремиться использовать энергетический инструмент в целях политического давления", - утверждает господин Молис.
Атомные приманки
Госпожа Дягутене обратила внимание на то, что вскоре после того, как Литва, начавшая новый атомный проект, начала консультации с соседними Эстонией, Латвией и Польшей, Россия и Белоруссия также объявили о планах по строительству своих электростанций.
«Сегодня мы не можем точно сказать, строятся ли эти проекты России и Белоруссии на реальной основе или это только геополитические маневры, стремящиеся затормозить наши энергетические планы, однако различные завлекающие сигналы, особенно со стороны России, уже посылаются нашим соседям», - сказала госпожа Дягутене. Она заявила, что уважает решения соседей, однако и предупредила, и выразила надежду, что внимание будет обращено не только на экономическую основу реальных предложений России, но будет также оценена логика все геополитических факторов.
„Кто может гарантировать, что однажды со сменой политических настроений в России, в отношении соседей и партнеров по проекту не станут применяться те же меры давления, которые пришлось испытать Украине или Белоруссии? Подобной формой геополитического давления отчасти можно считать никак не завершающийся ремонт нефтепровода «Дружба», из-за чего страдает не только Литва, но и управляющая Мажейкским нефтепредприятием польская компания „PKN Orlen", - риторически спрашивает, приводя конкретный пример, председатель Сейма Литвы.
Перевод: Александр Шахов