ВАРШАВА, Польша. Польша и Литва были частью одной страны; обе они пострадали от советской оккупации; обе являются членами Евросоюза. Казалось бы, они должны быть близкими союзницами. Но непродуманные и неудачные инвестиции в литовский нефтеперерабатывающий завод, целью которых было укрепить эти взаимоотношения, сегодня вызывают противоречия между ними.
В 2006 году крупнейшая государственная компания Польши PKN Orlen потратила 2,3 миллиарда долларов на приобретение Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода. В то время собственницей НПЗ была попавшая в беду российская компания "ЮКОС".
Российское правительство очень хотело, чтобы контроль над заводом взяла в свои руки одна из нефтяных компаний России. Это вызвало опасения у литовцев и усилило амбиции поляков, которые захотели играть в этом регионе важную политическую роль.
Данная сделка не имела особого коммерческого смысла для поляков, но тогдашний президент Лех Качиньский, погибший в апреле в авиакатастрофе, очень хотел, чтобы она была заключена. Качиньский был полон решимости по мере возможности налаживать близкие отношения со всеми бывшим советскими республиками, рассматривая это как способ для ослабления России. НПЗ должен был стать самым крупным зарубежным инвестиционным проектом в Литве, а также укрепить и без того теплые отношения с этим маленьким прибалтийским государством.
Но проект пошел наперекосяк почти с самого начала. Когда стороны были близки к подписанию соглашения, завод опустошил мощный пожар. Затем как-то очень удачно вышел из строя российский трубопровод "Дружба", по которому осуществлялось снабжение НПЗ нефтью. Он не открылся до сих пор. Завод был построен для переработки российской нефти с ее последующей отправкой на экспорт через порт на Балтике. Но теперь вся технологическая цепочка была нарушена, и Мажейкяйскому НПЗ приходится перерабатывать нефть, доставляемую морем и железной дорогой, а затем отправлять ее обратно по тому же маршруту.
Заплатив в целом около 3,7 миллиарда долларов за полный контроль над НПЗ и за модернизацию производственного процесса на нем, компания Orlen получила предприятие, которое стабильно теряет прибыль и накапливает долги.
Ситуация ухудшилась в связи с тем, что поляки наткнулись на препятствия со стороны литовцев, которые утратили свой былой энтузиазм и стремление иметь не российского инвестора на предприятии. Чтобы обеспечить себе выход к Балтийскому морю, Orlen предложила правительству Литвы выкупить нефтяной терминал, однако оно ответило отказом, сославшись на соображения национальной безопасности. Не имея гарантий, поляки не станут прокладывать 100-километровый трубопровод до морского побережья.
Литовцы также медлят с ремонтом 20-километрового участка железной дороги, который позволит Orlen экспортировать нефтепродукты в соседнюю Латвию. Поляки хотели, чтобы ремонт был закончен в этом году, однако литовцы завершат его лишь в 2012-м, когда получат финансирование от Европейского Союза.
Литва утверждает, что напряженность из-за НПЗ не наносит ущерба взаимоотношениям. Давая интервью на радио, бывший литовский посол в Варшаве Эгидиус Мейлунас (Egidius Meilunas) сказал, что "неправильно и несправедливо" заявлять, будто Литва создает проблемы для компании Orlen. "Мы союзники не только на бумаге", - отметил он.
Но у поляков совсем другое мнение.
"Так вот и заканчивается наше 'стратегическое партнерство' с Литвой. Надеюсь, мало кто из польских политиков повторит эту фразу", - пишет в передовой статье польского издания Newsweek Ярослав Гизинский, отмечая при этом, что инвестиции в НПЗ "пробудили в литовцах атавистический национализм, вобравший в себя все их взгляды на Польшу".
Разгневанные польские руководители также начали указывать на старые раздражители в двусторонних отношениях, например, на отказ Литвы разрешить проживающему в стране крупному польскому меньшинству писать свои имена и фамилии в соответствии с польскими правилами произношения, а также на отсутствие прогресса в вопросе возврата собственности, конфискованной у поляков за четыре с лишним десятилетия коммунистического правления.
Исторически главными врагами литовских националистов всегда были поляки, а не русские. Хотя после вторжения Советов в 1940 году были уничтожены сотни тысяч литовцев, эта маленькая страна традиционно ощущает, что угроза исходит со стороны Польши.
Две страны на протяжении веков существовали в составе единой конфедерации, пока их в конце 18-го века не захватили соседи. Они были партнерами в стране, которая какое-то время была самой крупной в Европе, однако современные литовцы чувствуют, что их правящий класс утратил свой язык и культуру и ополячился. Они также недовольны периодом между двумя мировыми войнами, когда их нынешняя столица Вильнюс была польским городом.
Усиление трений из-за нефтеперерабатывающего завода вполне может закончиться тем, что литовцы вновь попадут в руки к русским. Раздраженная компания Orlen недавно наняла инвестиционный банк Nomura, чтобы тот рассмотрел различные варианты действий с Мажейкяйским НПЗ. Таких вариантов несколько: Orlen может сохранить НПЗ в своей собственности без изменений, может продать часть своих акций, или продать завод полностью.
Наиболее вероятным покупателем в случае продажи предприятия будет одна из ведущих российских нефтяных компаний. Аналитики ожидают, что если такое произойдет, то нефтепровод "Дружба" очень быстро снова войдет в строй. Ощущая слабость позиций Orlen, русские сигнализируют о том, что готовы заплатить за завод полтора миллиарда долларов. В этом случае Orlen окажется в неприятном убытке, а связи между Литвой и Польшей будут разрушены.