В ближайшее время будет открыто паромное сообщение между портами Кавказ (Россия) и Самсун (Турция). Об этом заявил в Баку на прошлой неделе вице-президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Валерий Решетников.
Для реализации проекта в порту Самсун сооружены причальный комплекс на 200 железнодорожных вагонов и система замены колесных пар (тележек), что обеспечит переход с российской колеи (1520 мм) на европейскую (1435 мм). В Самсуне создан резерв тележек на 100 вагонов. Помимо этого, созданы мощности для перетранспортировки грузов из железнодорожных составов на автомобили. Эта система позволит обеспечить не только взаимные поставки между Россией и Турцией, но и направлять грузы из России в Сирию, Иран и Армению.
В РЖД считают, что эта паромная переправа будет использована для поставок строительных материалов и техники из Турции для проведения работ по строительству объектов к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи. Из России будут поставляться главным образом уголь, химическая продукция и текстиль из стран Центральной Азии.
"На самом деле, граница между Турцией и Арменией закрыта только формально, и через нее следуют грузовые и легковые машины в обоих направлениях", - заявил бывший начальник отдела Азербайджанской государственной железной дороги (АГЖД) Вагиф Алиев, комментируя корреспонденту ИА REGNUM "Новости" информацию об открытии Россией и Турцией транспортного сообщения с Арменией. "Учитывая то, что железнодорожного сообщения между Турцией и Арменией нет уже долгие годы, видимо, поезда, после замены колесных пар, будут следовать в Иран и Сирию. А в Армению контейнеры будут перевозиться на автофурах, на которые обычно можно погрузить два 20-тонных или один 40-тонный контейнер. Однако, если в техническом аспекте все понятно, неясно, как Турция объяснит Азербайджану фактически полное снятие блокады Армении. Кроме того, этот проект уменьшит эффективность строящейся железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и увеличит его срок окупаемости. Мне кажется, что данный проект - компромисс между официальной Анкарой и Москвой. Наверное, взамен Россия, несмотря на свой предварительный отказ, должна будет все-таки построить нефтепровод Самсун-Джейхан".
Ранее азербайджанская пресса сообщала, что Россия намеревается через Турцию осуществлять "питание" своей военной базы в Армении.
Внешнюю политику Турции, особенно пророссийские настроения, нахлынувшие в последнее время на официальную Анкару, можно и, как кажется автору этих строк, нужно критиковать. Но по делу. А вот поддаваться на провокации российской стороны, явно направленные на обострение отношений между Азербайджаном и Турцией, вообще-то не стоит.
Во-первых, налаживание паромного сообщения Кавказ-Самсун не может повлиять на армяно-турецкие экономические отношения, не говоря уже об открытии границ между этими странами.
Да, на самом деле, между Турцией и Арменией существуют экономические отношения в виде определенного объема товарооборота. Тут даже не важны объемы.
Важен факт существования этих экономических отношений, причем вполне легальных. Дело в том, что, несмотря на закрытие границы между двумя государствами и отсутствие дипломатических отношений, ни Турция, ни Армения до сих пор не приняли ни одного нормативно-правового акта, регулирующего, а проще говоря, ограничивающего экономические отношения на частном уровне.
Кстати, еще раз приходится отметить, что и Азербайджан до сих пор также не принял ни одного нормативно-правового акта, регламентирующего весь комплекс отношений с Арменией, то есть с государством, с которым якобы мы находимся в состоянии войны. Вся проблема в том, что с точки зрения международно-правовых отношений, то есть формально, Азербайджан не находится в состоянии войны с Арменией. Официальному Баку, а тем более Еревану по определенным причинам невыгодно заявлять об этом с использованием международных механизмов оповещения. Формально, с точки зрения международно-правовых норм, отношения между Азербайджаном и Арменией ничем не отличаются от армяно-турецких: закрыта граница, отсутствуют дипломатические отношения, если, конечно, не считать оккупацию территорий нашей страны.
На государственном уровне этот вопрос худо-бедно решается административными методами. Государственным структурам и компаниям просто запрещено налаживать какие-либо экономические отношения с Арменией. Кроме того, в межгосударственных соглашениях, особенно по транзиту грузов, насколько известно автору этих строк, официальный Баку особо оговаривает условие о том, чтобы территория Азербайджана не использовалась нашими деловыми партнерами для налаживания экономических отношений с Арменией.
Но формально на частном уровне нет никакого запрета на экономическое сотрудничество с Арменией, то есть, если какой-либо предприниматель - гражданин Азербайджана, например, решит профинансировать строительство гостиницы в Ереване, то он не совершит ничего противозаконного.
Но с полной уверенностью могу заявить, что именно из-за закрытия границы товарооборот между Турцией и Арменией осуществляется через территорию третьих стран, прежде всего Грузии. Для этого достаточно хотя бы раз побывать на грузино-армянской границе и увидеть количество автофур с турецкими номерами. Просто транзит через грузинскую границу повышает себестоимость турецких товаров на армянском рынке. Из-за отсутствия официальной статистики невозможно привести точные данные об объемах этого товарооборота. Но турецкие эксперты утверждают, что эти объемы достигают 500 миллионов долларов в год.
Таким образом, открытием паромной переправы Кавказ-Самсун российские грузы на самом деле могут попасть в Армению, но транзитом через территории Грузии или же Ирана, однако никак не через армяно-турецкую границу. Но абсурдность обвинений в отношении официальной Анкары заключается в том, что паромная переправа Кавказ-Самсун - не первый и не единственный маршрут доставки грузов из России в Турцию и обратно. Одним словом, российские товары и раньше по транзитному маршруту Турция-Грузия и Турция-Иран можно было доставить в Армению.
Однако ради справедливости стоит отметить, что официальная Анкара, за редкими исключениями, да и то связанными с проектами оказания Армении гуманитарной помощи, строго выполняет добровольно взятое на себя обязательство по закрытию границы с этой страной.
Во-вторых, открытие паромной переправы Кавказ-Самсун практически никак не может быть использовано для обеспечения российской военной базы в Армении. Для транзита любых грузов, даже сугубо мирных, например, продуктов питания, для военных нужд через территорию другого государства необходимо заключение отдельного соглашения. То есть России отдельным соглашением придется обговорить с Турцией и то, что паромная переправа Кавказ-Самсун будет использована для транспортировки грузов для нужд военной базы в Армении. А Турция вряд ли даст согласие на транспортировку через собственную территорию грузов для военной базы в Армении, по крайней мере, пока, как из-за существования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, так из-за того, что является членом НАТО.
Точно так же России придется договариваться с другими странами, территория которых будет использована для транзита этих грузов. С Грузией уж точно не удастся договориться, по крайней мере, пока. Недавно министр иностранных дел этой страны открытым текстом заявил, что российская военная база в Гюмри представляет угрозу не только для Азербайджана, но и для Грузии.
Остается только Иран. Ну, это же почти братская страна, которая уж точно не позволит использовать собственную территорию против интересов Азербайджана. А если серьезно, еще год назад по поводу того, что Иран предоставит собственную территорию для транзита грузов для нужд российской военной базы в Гюмри, не было бы никакого сомнения. Но времена меняются. Сегодня официальный Тегеран больше не считает Москву надежным союзником и, как следствие, скорее всего, не заинтересован в усилении военного присутствия России на Южном Кавказе и тем более за счет совсем на данный момент не нужного обострения отношений с Азербайджаном.
И, наконец, в-третьих, уж совсем не логично обвинять Турцию в преднамеренных действиях, направленных на снижение рентабельности железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Начнем с того, что в отличие от Грузии Турция вкладывает финансовые средства в строительство этой железной дороги. А это значит, что она по определению должна быть заинтересована в ее высокой рентабельности.
Далее, паромная переправа Кавказ-Самсун уж точно не может составить конкуренцию железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Скорее, наоборот.