В нашей стране могут попытаться повторить киргизский сценарий. На роль Розы Отунбаевой уже претендует Юлия Тимошенко. Но удастся ли украинской оппозиции превратить Виктора Януковича в экс-президента Курманбека Бакиева?
Как известно, полгода назад в Киргизии произошел переворот: прикрываясь «волной народных протестов» (переросших в мародерство и вандализм), оппозиция силой захватила ряд правительственных учреждений вместе с президентским дворцом. Бывший президент страны Курманбек Бакиев исчез в неизвестном направлении и оказался в Белорусии. Политическое противостояние переросло в межэтнические столкновения, жертвами которых стали сотни и тысячи людей. В результате кровавых событий к власти пришла Роза Отумбаева: специальным декретом временного правительства ее провозгласили главой государства «переходного периода» (срок полномочий установлен до 31 декабря 2011 года). Сославшись на результаты референдума, Отумбаеву провозгласили президентом и привели к присяге. Накопив силы, она недавно организовала парламентские выборы, чтобы переформировать законодательную ветвь под новые, «демократические» реалии.
Насколько такой ход событий возможен в Украине? По неофициальным данным, «подвиг» Розы Исааковны очень хочет повторить... Юлия Владимировна. Как ни странно, сию «утку» запустили через издание, претендующее на роль защитника демократии. Оно, как выяснилось, любезно помогло г-же Тимошенко заявить о необходимости отмены решения Конституционного суда Украины на примере... Киргизии!
Процитируем отрывок из интервью лидера БЮТ: «Мы обратились за оценкой ситуации в Венецианскую комиссию... Я надеюсь, что она скажет свое веское слово. И что ее слово будет столь же адекватным, как в случае со схожим решением киргизского Конституционного суда в 2007 году. Представители нашей команды убеждают членов Венецианской комиссии, что решение киргизского Конституционного суда идентично украинскому...».
Что дальше? Еще раз цитируем Юлию Владимировну: «Есть весомый шанс заставить власть провести парламентские выборы в 2011 году». Интересно, что означает фраза «заставить власть»? Попробовать организовать переворот по-киргизски? Как это ни печально, но факт остается фактом: с подачи украинских оппозиционеров и некоторых «акул пера» сегодня действительно пытаются провести киргизско-украинские параллели. И не только потому, что обе страны — выходцы из СССР, а наш Симферополь и их Бишкек находятся почти на одной параллели.
Киргизская «революция тюльпанов» очень напоминает украинскую «оранжевую революцию» (между обоими событиями — лишь несколько месяцев разницы). Аналогичным было и развитие политических сценариев: в обоих государствах к власти пришли бывшие премьеры — Виктор Ющенко и Курманбек Бакиев. Кроме того, есть еще одно интересное сходство: оказавшись в непростой экономической ситуации, Украина (как и Киргизия) продолжает оставаться ареной геополитической борьбы, где столкнулись интересы не только России и США. Украинцы, как и киргизы, разделены не только по этническим, но и по религиозным признакам. Но, пожалуй, самое большое сходство — в другом: Юлия Тимошенко, кажется, охвачена манией организации «цветных» контрреволюций не меньше (а может, и больше), чем Роза Отумбаева.
Но для воплощения этой идеи фикс в жизнь нужно решить самый главный вопрос: как «помочь» Виктору Федоровичу повторить участь свергнутого Курманбека Бакиева? Пока что внутриполитическая ситуация в Украине остается стабильной. Президентская команда имеет достаточно весомую поддержку не только в Кабинете министров, но и в Верховной Раде. Даже самые ярые оппоненты Партии регионов вынуждены признать, что основные ветви власти консолидированы как никогда. Новый хозяин Банковой может опираться (и опирается) на парламентское большинство. Это недавно показал новый закон о кабмине: после его принятия глава государства усилил свое влияние на формирование исполнительной власти. Основа новой политической стабильности стала одним из главных достижений Януковича. Это, кстати, недавно признал и Леонид Кучма: «Президент после пятилетнего бардака просто обязан показать себя хозяином и наводить порядок. Без этого нельзя. Мне кажется, именно этого от него ждали избиратели. Что касается авторитаризма, то Украина пока не знает, что это такое».
Разумеется, с такой позицией не согласятся те, кто за пять лет политреформы привык жить по правилам парламентской формы правления. Они, очевидно, пойдут в оборону, а когда ситуация будет для них благоприятной, перейдут в наступление. Но означает ли это, что главная оппозиционерка страны верит в то, что когда-нибудь станет президентом? На этот вопрос (который, кстати, был задан в вышеупомянутом издании) сама Юлия Владимировна уже ответила: «Моя работа — политика»... На сей раз она, похоже, не слукавила.