Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Репортеры без границ» и их нелепый индекс свободы прессы

© www.rsf.orgРепортеры без границ
Репортеры без границ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Организация «Репортеры без границ» олицетворяет собой все самые серьезные недостатки мира в целом и мира журналистики в частности. Они гордо именуют себя «международной организацией, борющейся за свободу прессы», но за все 25 лет своего существования данная группа лоббистов прославилась чему угодно, только не этим.

Организация «Репортеры без границ» олицетворяет собой все самые серьезные недостатки мира в целом и мира журналистики в частности.

Это классический пример того, как хорошую идею может погубить плохое исполнение — и плохие исполнители.

Организация Reporters Sans Frontières (RSF) была основана в Париже в 1985 году. Основатель Робер Менар задумал ее как аналог знаменитых «Врачей без границ» — Médecins Sans Frontières.

«Репортеры без границ» гордо именуют себя «международной организацией, борющейся за свободу прессы», но за все 25 лет своего существования данная группа лоббистов прославилась чему угодно, только не этим.

На сегодня «Репортеры без границ» — это скандальная организация, получающая финансирование в основном из бюджета США через фонды USAID и National Endowment for Democracy («Национальный фонд в поддержку демократии»).

Вдобавок их подозревают в связях с Отто Райхом и другими ярыми неоконсерваторами из команды Буша (и получении от них спонсорской помощи).

Однако сама организация отвергает все обвинения в ангажированности и клянется, что свято чтит свой устав.

Что ж, давайте посмотрим, что говорится в уставе и как эти принципы применяются на практике.

«Организация Reporters Sans Frontières защищает журналистов и прочих работников СМИ, подвергнувшихся заключению или преследованию за свою профессиональную деятельность, и изобличает гонения и пытки, которым они подвергаются в различных странах» (взято с сайта RSF.org).

На сайте RSF красуется огромный баннер с требованием «Освободите Лю Сяобо!».

Но Лю, строго говоря, можно назвать журналистом только с большой натяжкой. С тем же успехом можно считать журналистами Карла Маркса и Владимира Ленина.

Они тоже периодически печатали в прессе свои статьи, чтобы заручиться поддержкой масс для своей основной цели — свержения государственного строя.

Почему же на том же сайте нет баннера с требованием «Освободите Мумия абу-Джамаля!»? Этот товарищ уже десятилетиями строчит статьи из камеры смертников. Разве не обязаны все демократические силы объединиться и потребовать его освобождения? Единственная проблема в том, что сидит он не в китайской тюрьме, а в американской.

Справедливости ради надо сказать, что один раз Мумия все-таки упоминается на сайте RSF, но упоминание это запрятано так глубоко, что ради интереса мы предлагаем вам самостоятельно отыскать его.

«Организация Reporters Sans Frontières борется с цензурой и законами, ограничивающими свободу прессы» (RSF.org).

Кто скажет, что войны в Ираке и Афганистане не входят в число самых важных событий последнего десятилетия?

И кто может с чистой совестью сказать, что главными нарушителями свободы прессы в этих странах были не силы НАТО — и в первую очередь американские войска?

Любой западный журналист, работавший в Кабуле или Багдаде, расскажет вам множество историй о том, как его задерживали, обыскивали и оскорбляли (в основном — словом, но, поверьте, когда здоровенный детина орет на вас, направив вам в грудь автомат, приятного в этом мало). Журналистам надевают наручники, их пленки стирают, фотографии удаляют — причем все это военные делают ПРОСТО ПО ЛИЧНОМУ УСМОТРЕНИЮ.

Если уж «белым» журналистам приходилось несладко, местным репортерам было в сто раз тяжелее. Кадры с WikiLeaks, на которых американцы среди бела дня расстреливают с вертолета двух репортеров агентства Reuters, облетели весь мир — и это еще только верхушка айсберга.

Сразу честно признаемся, что в данной ситуации мы — люди пристрастные. После работы в этих странах у нас остались личные обиды и неприятные воспоминания.

Но мы не станем винить солдат за то, что те нервничают и срывают злость на журналистах. В конце концов, война есть война, и там всем тяжело.

Но факт остается фактом: самая сильная цензура действует именно в зонах боевых действий, а что касается свободы прессы, то ей там и не пахнет.

Да, так что сказали в RSF, когда WikiLeaks опубликовали те самые кадры?

«Международная организация “Репортеры без границ”, борющаяся за свободу прессы, сожалеет о вашем невероятно безответственном поступке…» «Организация Reporters Sans Frontières ежегодно оказывает финансовую помощь примерно ста журналистам и средствам массовой информации, оказавшимся в трудном положении (для оплаты юридических и медицинских услуг и приобретения необходимого оборудования), а также родственникам находящихся в заключении журналистов» (RSF.org).

Почитайте на досуге, в какую историю Робер Менар попал в прошлом году в Катаре. Мы не пытаемся защищать правящую в Катаре династию, но ведь г-н Менар, наверное, знал, на что он идет, когда соглашался оставить свою должность в RSF и возглавить Центр по защите свободы прессы в Дохе.


Центр был основан, между прочим, «с благословения эмира Катара, шейха Хамада бен Халифа аль-Тани, и под покровительством его супруги, шейхи Мозы бинт Нассер аль-Мисснед».

Менар тут же резво взялся за дело: пригласил редактора датской газеты, опубликовавшей карикатуры на пророка Мухаммеда, и развернул шумную кампанию, требуя от катарских властей во имя свободы прессы открыть доступ к Интернет-сайтам, «оскорбляющим ислам и пропагандирующим богохульство».

Знаете, если бы вы приехали в США, вряд ли вы начали бы с того, что помочились бы на мемориал Линкольна — даже если вы считаете это своим священным правом. Особенно если вашу поездку оплачивает правительство принимающей страны.

Однако катарское начальство еще довольно долго терпело выходки француза, пока не всплыли еще некоторые детали, связанные с его деятельностью.

Главное обвинение против Менара возникло после того, как он заявил, что его центр помог сразу 250 журналистам из разных стран, искавшим в Дохе убежища от преследований. Местная пресса потребовала предъявить доказательства такой масштабной и затратной деятельности, но так ничего и не добилась. Более того, иракские и палестинские журналисты, у которых, наверное, самые опасные условия работы в мире, видимо, никогда не слышали о центре, поскольку они от него никакой помощи не получают.

К сожалению, формат этого блога и острая потребность в сне не позволяют нам рассказать о многих других скандалах с участием RSF, но те, кому нравятся подобные истории, могут воспользоваться Google и самостоятельно поискать в Интернете что-нибудь про скандал между ЮНЕСКО и RSF или про взгляды Менара на использование пыток.

Ну и, наконец, самое главное — ради чего все это?

Когда RSF публикует свой ежегодный индекс свободы прессы, многие СМИ набрасываются на него, как на сумасшедшую сенсацию.

Многие — но не все.

Huffington Post, влиятельное Интернет-издание американских либералов, пишет, что некоторые считают Менара «насквозь продажным» и полагают, что «ежегодно публикуемый “Репортерами без границ” индекс свободы прессы составлялся на вкус конкретных спонсоров — за соответствующую плату».

Мы выскажемся более прямо: мы подобную макулатуру не читаем. Люди, которые составляют этот индекс, просто не заслуживают доверия.