Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Османские реформы» в Грузии

Интервью с историком, специалистом по армянской архитектуре Самвелом Карапетяном

© public domainгрузия
грузия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузинские власти реализуют «османские реформы», в результате чего подчиненные больше мучаются. До того еще, как дойти до пограничных сел, начиная с первых годов правления Звиада Гамсахурдия, они сделали очень многое в этом направлении. В то время они взяли под прицел грузинских армян, поставив перед собой задачу – оторвать их от национальных истоков.

- Мало того, что армянские архитектурные памятники представляются как грузинские и уменьшается количество школьных часов армянского языка, так на днях СМИ передали, что Грузия избавляется от армян в приграничных селениях...

- Грузинские власти реализуют «османские реформы», в результате чего подчиненные больше мучаются. До того еще, как дойти до пограничных сел, начиная с первых годов правления Звиада Гамсахурдия (первый президент независимой Грузии, - прим. пер.), они сделали очень многое в этом направлении. В то время они взяли под прицел грузинских армян, поставив перед собой задачу – оторвать их от национальных истоков.

Последующие грузинские президенты вели ту же политику. До сих пор Институт этнографии Грузии ведет работы по огрузиниванию армян, проживающих в Грузии (по их словам – григорианских грузин). Они «ищут и находят» их грузинские фамилии, чтобы заставить отказаться от настоящей фамилии. В последние 15 лет грузинские, в действительности же – ассимилированные армяне оказались в тяжелой ситуации и под давлением. То, что творится сегодня, один из этапов реализации вышеуказанной политики. 20 лет подряд я печатаю статьи о нашей церкви Хучап. Это та церковь, которая находится на территории Армении, в 300 метрах от границы. То есть, очень близко к государственной границе Грузии. К той границе, которая незаконно была очерчена в 1930-ые годы. До этого армянские села Ахкёрп, Чанахчи находились в составе Советской Армении. После 1930-31 гг. эти села в результате сталинского чертежа вошли в состав Марнеульского района Грузии. В составе Армении осталось только село Джилиза. Это, в ряду изолированных других деревень, единственная территория на северных армянонаселенных холмах горы Лалвар. Но ее жизнь была неразделенной от остальных армянских деревень. Границу прочертили искусственным путем – отдавая села Грузии, а земли, которые принадлежали этим деревням, оставив в составе Армении. Еще в советские годы, когда на границах не было так строго, люди продолжали пользоваться своими землями, то есть, в действительности, территорией Армении. Крестьянин собирал в лесу древесину, орехи, кизил, приводил скот пастись на холмах Лалвара. То есть, во всех смыслах эти села пользовались своими землями. Любое село живет благодаря своим землям. А это село осталось без земель, но прежде это не было так болезненно, так как не существовало понятия граница. Теперь грузины принесли и поставили пограничные заставы, и если какой-то крестьянин, приведший свой скот на пастбище, сделает лишний шаг, окажется на другой стороне границы. Ахкёрпи, Чанахчи, Брдадзор, все эти армянские села просто в плачевном положении, они остались без земель. Только сейчас они почувствовали цену потерь. Грузины их задерживают как нарушителей границ, они оказываются в тюрьмах. Сколько было таких случаев, каждый день задерживают армянских крестьян из-за нарушения государственной границы Грузии.

- Есть ли какое-то решение для этой проблемы – армянонаселенные и армянские села в составе Грузии?

- Существуют два решения. Первое - все те земли, которые на северных холмах Лалвара и являются землями перечисленных сел, должны быть переданы этим селам для того, чтобы дать возможность жить населению этих территорий. Это значит, что Армения должна  самовольно отказаться от своих территорий на несколько сот квадратных километров, чтобы армяне жили. Но эти села не могут жить, потому что если земли будут отданы, грузинские власти найдут другие пути для того, чтобы ликвидировать эти села так, как были ликвидированы многие другие.

При селах Самгрет и Дурнук в Тетрицкаройском районе Грузии, при многих селах Цалки (район в Грузии, - прим. пер.) создали кварталы и перевезли туда аджарцев, сванов, которые в течение многих лет подряд своим воровством достали коренных жителей, и те стали эмигрировать. Такая политика знакома нам из истории Азербайджана: при армянонаселенных селах они строили азербайджанонаселенные кварталы, которые спустя некоторое время становились хозяевами армянских сел. Теперь грузины тем же способом стали хозяевами многих армянских сел. Таким образом, возвращение этих земель не является спасением, потому что грузинские власти найдут выход – как ликвидировать эти села.

- Но ведь может быть и обратное, в конце концов, села были армянскими, коренные жители -  армяне и сегодня – жители этих сел они же?

- Обратное я считаю более невероятным, потому что только мы можем раздавать земли направо и налево – всем захотевшим, кому нужны эти земли. Это мы можем говорить об уступках территорий, освобожденных ценой крови, но грузинская сторона никогда не допустит такое. Более того, они свою границу продвигают вперед на 50-100 метров. Последнее граничащее с нами село это Бавра. На краю деревни в 200 метров находится наш пропускной пункт. После пропускного пункта мы едем несколько километров и подъезжаем к государственной границе Республики Армения, на другой стороне которой находится грузинская таможня. А после грузинской таможни мы проезжаем несколько километров, пока доезжаем до первой деревни. Конечно, для них тоже было бы удобно поставить таможню около последней деревни, но они ее не поставили даже на государственной границе, поставили на 200 метров вперед. Это так, потому что другая сторона равнодушна, сидит у последней деревни. То есть, мы не на нашей границе. А грузины, уважая границу, пришли и встали на краю, а мы поленились построить таможню на границе? Ты имеешь 4-5 километров земель, почему ты свою границу автоматически продвинул внутрь своей страны? Грузин так не поступает.

- Вам не кажется, что дезинформация, появившаяся в прессе о том, что передают село Джилиза, результат проигрышной агитации, которая адресована армянскому обществу?
   
- Думаю, что так, и следует привлечь к ответственности  редактора газеты, которая публикует такие вещи. Но о чем речь? Бывший министр образования, который вел проигрышную агитацию в те дни, когда шла война и народ находился в окопах, приезжал и хвалил Баку. Мы знали, что противник силен, на стороне противника воевали чеченцы, афганцы, турецкие офицеры и т.д. Конечно, он был силен, но ты приходишь и славишь силы вражеского государства в то время, когда идет война не на жизнь, а на смерть? Вы можете представить, чтобы кто-то в 1941-42 гг. поехал бы в Берлин (а этот поехал в Баку),  приехал бы обратно и сказал то, что говорил Блеян (бывший министр образования Армении Ашот Блеян, - прим. пер.), возвратившись из Баку? Что могли бы сделать с ним? Такой изверг, конечно, не нашелся бы, даже если бы нашелся, его убили бы на месте, а мы его не убили, дали жить, мы доверили ему отрасль образования. А сейчас он поехал в Турцию и восхваляет ее. Хорошо, что сейчас не военная ситуация. Как может наша страна допускать, чтобы подобный человек занимался образованием молодого поколения? Если блеяны являются директорами школ, тогда у нас не будет солдат. Он по сущности своей сектант, сектант мирской арены. Не обязательно сектантов искать только в духовном мире.

- Мы много говорили о тотальном преследовании  армянских школ и армянского языка в Грузии и Джавахке (армянонаселенный регион Грузии, - прим. пер.), грузинские власти сокращают школьные часы, предназначенные для  армянского языка, и заменяют эти уроки уроками грузинского. Однако известно, что сколько языков ты знаешь, настолько ты умный человек, чем это плохо? Пусть армяне учат грузинский, и у них не будет проблем общения с соседями. Но разве этот шаг они предпринимают для того, чтобы армяне развили свои способности в изучении языков?

- Мы не та нация, которая сознавала, например, насколько важно для нас учить турецкий язык. Одно точно – армяне, проживающие в Тбилиси и знающие грузинский, более преданно служат грузинам. Конечно, если национальное имеет крепкие опоры, тогда и угрозы не существует, чужой язык не может навредить, но если армянин отчуждается от родного языка и от всего национального, очень быстро, мгновенно он может стать жителем другого здания. По моему, хорошее знание грузинского в Грузии приведет к тому, что армянин не будет хорошо владеть армянским.

Грузины работают по всем фронтам. Уже те школы, которые носили имена деятелей армянской культуры, теряют свои имена, превращаясь в номер такую-то школу. Школы имени Дереника Демирчяна и Ованнеса Туманяна уже не носят их  имена, превратились в номер какую-то школу. Вместо этого ахалкалакская школа имени Ильи Чавчавадзе имеет и имя, и номер.   

- Не в этом ли же контексте грузинские власти более интенсивно уничтожают исторические армянские архитектурные памятники или  представляют их как грузинские?

- Между армянонаселенным селом Дамья в Марнеульском районе и поселком Шулавер, который в свое время имел 7 тысяч жителей армян, а сейчас практически ликвидировался – там остались 200 стариков, есть историческая сельская местность со своей  церковью и кладбищем. Церковь построили в 1667 году, а местность называется Заргяр. В последнее время исчезли документы, свидетельствующие о церкви и этой  местности. То есть, они не удовлетворяются применением давления и уходом армянского населения.

В доставшихся Грузии провинциях исторического Гугарка пытаются избавиться от армянских памятников точно таким же способом, как поступил Азербайджан в Джуге и в остальных местах Нахичевана, как в Западной Армении старший брат Азербайджана поступил с армянскими памятниками. То есть, уничтожают след хозяина, и это делают в соответствии с государственной программой.

Перевод: Гамлет Матевосян