Репутация Латвии в отношении демократических ценностей заметно ухудшилась. Это вытекает из ежегодного рейтинга свободы прессы международной организации «Репортеры без границ».
Еще два года назад Латвия была в мировой десятке и позиционировалась, как государство, которое в действительности гарантировало свободу слова. За последние два года Латвия с 7-го места упала на 30-е.
Латвийские комментаторы объясняют этот спад обыском в квартире сотрудницы ТВ Илзе Наглы, поскольку в августе этого года «Репортеры без границ» потребовали прекратить уголовный процесс против Нео (носитель имени Нео в предвыборный период особо отличился отправкой странных кодированных сообщений СМИ) и Илзе Наглы.
Можно задать принципиальный вопрос. Если бы в рамках уголовного процесса против Нео не был произведен один обыск в квартире сотрудницы телевидения Илзе Наглы, находилась бы Латвия в таком случае на вершине свободы прессы? Действительно ли достаточно одного глупого и спорного решения властей, чтобы подорвать имидж латвийской демократии?
Ответ: безусловно, нет!
Латвия на протяжении лет создавала репутацию, которая выражалась в очень высокой оценке свободы прессы. К тому же, индекс свободы прессы имел явно выраженную инерцию. Он не был резко изменен, когда в Латвии еще только начиналась прямая и недвусмысленная угроза свободе слова, выразившаяся во многих уголовных процессах против ведущих журналистов и главных редакторов многих газет. Тогда базирующиеся во Франции составители индекса даже повышали позиции Латвии. В 2008 году даже казалось: чем больше будет фабриковаться уголовных процессов против журналистов, тем выше «Репортеры без границ» будут оценивать латвийскую свободу слова. Только тогда, когда нападки на свободу прессы в Латвии начали приобретать очертания лавинообразных, «Репортеры без границ» заметили, что свобода прессы в Латвии заслуживает более низкой оценки. Взять хотя бы арест знаменитого экономиста Дмитрия Смирнова за выраженную в газетной дискуссии критику финансовой системы. Этот арест получил такую широкую публичность, что «Репортеры без границ» были вынуждены исключить Латвию их десятки индекса свободы прессы.
Индекс свободы прессы, несомненно, влиял на власти, которые два года манипулировали НДС (налогом на добавочную стоимость) на прессу, размахивая ставкой НДС перед носами издателей, как морковкой, чтобы перед выборами приостановить массовую критику власти. Тотальный удар по латвийской свободе слова нанес экономический кризис. Издатели под воздействием кризиса радикально уменьшили зарплаты журналистов и в общей сложности уволили около 40% работавших в печатных СМИ.
Этот проводимый властями и издателями процесс деградации свободы слова дополнили громкие и по-прежнему скандальные события. Особо большой международный резонанс вызвало убийство издателя даугавпилсской региональной газеты «Миллион» и вице-мэра Даугавпилса Григория Немцова. Убийца Немцова и заказчики убийства до сих пор на свободе. Они неизвестны и не получили никакого наказания. Поэтому, прежде чем кто-либо из представителей Латвии начнет критиковать какое-либо государство (будь то Украина или Россия) за какое-то нераскрытое убийство журналиста, политикам латвийской власти надо посмотреть в зеркало, и еще больший поток критики надо направить против политической власти латвийского государства за нераскрытое убийство Немцова и за силу, которой мешал издатель «Миллиона».
«Репортеры без границ» посвятили также суровую критику Европейскому союзу. Как отметила организация, ЕС скоро потеряет моральное право критиковать других за недостаток свободы. Давление властей Франции и Италии на источники информации журналистов и концентрация владельцев СМИ в руках политических бизнес-кланов очень и очень далеки от идеалов демократии. И такая представляющая западные ценности страна, как Австралия уже отнесена к странам, в отношении которых есть опасения в связи с цензурой Интернета. Австралия в одном ряду с Белоруссией, Эритреей, Малайзией, Россией, Южной Кореей, Таиландом, Турцией и другими странами.
Однако не нужно излишне идеализировать организацию «Репортеры без границ». Оказывается, индекс свободы прессы может зависеть от политических (геополитических) симпатий экспертов. Пока на Украине «оранжевые» всячески душили «сине-белых» журналистов, до тех пор Украина была по индексу свободы прессы на 89-м месте в мире. Как только оранжевых (политический цвет бывшего президента Виктора Ющенко) в коридорах украинской власти сменили сине-белые (цвета нынешнего президента Украины Виктора Януковича), сразу - крах! – и свободы прессы на Украине нет никакой. После победы Януковича Украине по индексу свободы прессы предоставлено 131-е место, почти уровень Эфиопии.
Перевод: Лариса Дереча