Американцы сосредоточили все свое внимание на предстоящих выборах и на том воздействии, которое Обама оказывает на нашу форму правления и экономику. Но воздействие, оказываемое им на нашу национальную безопасность, может иметь еще более долговременные последствия, потому что до января 2013 года мы почти никак не можем повлиять на его внешнюю политику. Сенат в состоянии загнать в тупик самые опасные "достижения" Обамы, такие как новый договор СНВ; однако его функции согласующего и рекомендательного органа не позволяют ему решать такие важные задачи как формирование и осуществление позитивной политики, для чего требуется инициативность и изобретательность. В этом мы по конституции и по традиции полагаемся на президента.
За последний год в области национальной безопасности произошло несколько вызывающих беспокойство событий, причем некоторые имели место всего несколько недель назад. Китай и Россия почти одновременно ополчились против Японии в рамках своих давних споров из-за находящихся в том районе островных гряд (острова Сэнкаку на юге Японии и Курильские острова на севере). Непосредственно суть проблемы между Пекином и Токио на сегодня такова: китайское рыболовецкое судно вошло в спорные воды и столкнулось с японским кораблем береговой охраны – причем дважды. Эта проблема вроде бы урегулирована. Но Пекин приостановил поставку в Японию редкоземельных металлов, нанеся чувствительный удар по ее промышленности, если учитывать тот факт, что Китай экспортирует на мировой рынок более 90 процентов общемирового объема таких металлов. Россия, со своей стороны, заняла, пожалуй, самую бескомпромиссную и напористую с советских времен позицию по Курильским островам. Еще два года тому назад ее лидеры и не подумали бы так поступать с одной из ближайших союзниц Америки.
В нашем полушарии Россия без тени смущения заявляет о своем намерении помочь чавесовской Венесуэле с разработкой ядерной программы. Китайская компания Huawei получила разрешение на поставку смартфонов для четвертого в США поставщика услуг мобильной связи T-Mobile, хотя T-Mobile является государственным подрядчиком, и такие соглашения в прошлом всегда были под запретом. Huawei также предлагает стать партнером одной начинающей американской компании и вместе с ней заняться модернизацией до уровня 4G 35000 вышек ретрансляторов, обслуживаемых компанией Sprint Nextel. Такого рода участие в инфраструктурных проектах до настоящего времени было немыслимо из-за вполне очевидных соображений безопасности в сфере информационных технологий. Но похоже, что нюх администрацию Обамы на сей раз подведет. Похоже, что подведет он ее и еще раз – по поводу покупки Китаем доли в месторождениях битуминозных сланцев в Техасе. А министерство финансов Гайтнера вполне серьезно относится к участию России в тендере на приобретение уранового рудника в Вайоминге.
Вопрос не в том, что мы думаем о разработке и добыче полезных ископаемых (свободный поток инвестиций и так далее). Вопрос (когда в дело включаются Китай и Россия) заключается в том, как эти страны относятся к данной сфере экономического сотрудничества. А ответ таков: как к войне между враждующими преступными кланами. Есть немало свидетельств того, что Обама готов распродать США по кускам хищным азиатским гигантам. Пусть мы можем в любой момент наложить запрет на самые неблаговидные методы работы китайцев и русских, выгнав их при необходимости из страны без долгих рассуждений. Но остается вопрос: зачем вообще доводить до этого ситуацию. Загнать Америку на поле безобразной драки из-за таких недопустимых посягательств на суверенитет – это очень плохая идея. Но такие поползновения китайцев и русских на американскую инфраструктуру в последние несколько недель происходят в массовом порядке – как будто кто-то где-то открыл вентиль.
Есть и другие проблемы. Широко обсуждается нескрываемая пристрастность Обамы на переговорах между Израилем и Палестиной. Однако Джон Болтон в передовой статье в Wall Street Journal, вышедшей в эти выходные, указывает на хорошие перспективы в достижении соглашения. Он говорит, что американская администрация может по сути дела потопить позицию Израиля, воздержавшись при голосовании в Совете Безопасности ООН по вопросу одностороннего провозглашения Палестинского государства. Подобное голосование было немыслимо даже при таких президентах как Джимми Картер. Но к сожалению, при Бараке-"Голосуй за Настоящее"-Обаме представить себе такое стало возможно. Израиль уже признал, что полагаться на Америку Обамы опасно, и в этом году он деятельно возрождает военное сотрудничество с Китаем, а также начинает его с Россией.
Поступая таким образом, Израиль просто делает то, чем другие западные союзники Америки занимаются уже давно. Да, если изучать нашу ситуацию в сфере безопасности, то она не вызовет особого оптимизма. Но, казалось бы, наш союз с европейцами, ставшими нашими культурными предками и нашими собратьями по оружию на всем протяжении как холодной войны, так и сегодняшней войны с террором, должен сохраняться незыблемым. Однако это не так. Обама нанес два мощных удара по репутации Америки как стратегической опоры НАТО. Он отменил план создания системы противоракетной обороны в Восточной Европе, а также поспешно и опрометчиво заключил новое соглашение по СНВ, которое серьезно ограничивает наши варианты действий в области национальной ПРО, а России дает возможность в любой момент выйти из него, если ей не понравится то, что мы делаем. А Франция и Германия отреагировали на это проведением собственного саммита по безопасности с Россией, который состоялся на прошлой неделе в Довиле. Многие истолковали эту встречу как подготовку к саммиту НАТО в Лиссабоне, запланированному на 19-21 ноября. Туда впервые в качестве участницы приглашена Россия.
Как и со многими событиями, произошедшими при Обаме, наша психика просто не в состоянии оценить значимость данных событий. Истечение срока действия первоначального договора СНВ, например, означает, что режим проверки стратегических вооружений прекратил свое существование, и на замену ему ничего не придумали. Сейчас не проводится никаких проверок на местах относительно выполнения Россией протоколов договоров типа СНВ. Нет и никаких наметок по созданию новой надежной методики проверок. Даже так и не выясненные до конца факты несоблюдения Россией прежнего договора просто предпочли забыть и списать со счетов. Новый СНВ это не более чем авантюрная ставка на то, что России можно доверять.
Но Франция и Германия не желают существовать под зонтиком доверия, раскрытого на условиях Обамы. Как пишут авторы статьи, размещенной на сайте Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations) (пишут так, будто это общепринятая точка зрения), Соединенные Штаты при Обаме "это уже не полноценная европейская держава". Наш интерес к европейской безопасности увял как осенний лист. Мы также не видим серьезной потребности в "атлантическом театре военных действий", хотя Россия этой потенциальной линии конфронтации уделяет пристальное внимание. Министр обороны Гейтс в этом году серьезно обкромсал две самые важные структуры военного управления – командование объединенных сил и Второй флот США. Это две важнейшие организации, через которые мы взаимодействуем с НАТО, выполняя ключевую миссию по обеспечению атлантической безопасности. Добавьте к этому решение Обамы об отмене планов размещения объектов ПРО в Польше и Чехии – и вот вам четкое доказательство незаинтересованности в сохранении военной инфраструктуры НАТО.
Поэтому мы не должны удивляться тому, что НАТО начинает терять ощущение внутренней устойчивости, своего предназначения и лидирующей роли США. Мы должны четко понимать, что это события исторической важности. То, что Франция и Германия решили провести встречу по безопасности с Россией до проведения саммита НАТО, причем такого саммита, на котором главной темой должна стать противоракетная оборона, наш вице-президент назвал бы (если бы он был в здравом рассудке) "большой и мерзкой сделкой". Эта встреча знаковая: она означает, что Франция и Германия не доверяют складывающейся ситуации, как они не верят в лидерство США. И результат налицо: процесс распада главного альянса Америки, по сути дела, уже начался.
Одной из самых важных тем в повестке обсуждения Саркози, Меркель и Медведева была именно противоракетная оборона. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен уже заявил, что европейская ПРО невозможна без участия России. Это вполне логично, учитывая, что Обама отказался от предыдущего плана, пойдя на уступку России. Совершенно очевидно, что пока Обама находится в Овальном кабинете, европейская система ПРО будет нуждаться в одобрении России. Франция и Германия надеются, что Россия примет активное участие в системе коллективной противоракетной обороны.
Одно дело, если эти усилия возглавляет Америка, и они осуществляются при ее посредничестве. Если бы США находились у штурвала, участие России вполне могло быть выгодно и нам, и Москве. Но мы не у штурвала; это сегодня не дело США. И теперь мы сталкиваемся с перспективой, когда Россия будет иметь право вето на любую натовскую систему ПРО на европейском театре. А она будет использовать это право как вечный рычаг для торга на переговорах.
Россия не считает, что может стать мишенью для ракетного удара со стороны Ирана. Не считает так и Турция, которая всячески тормозит процесс размещения на своей территории радиолокационной станции ПРО. Фактически Турция не хочет делать ничего, что могло бы явно говорить о ее противодействии Ирану. Накануне ноябрьского саммита Россия и Турция уже выразили нежелание обсуждать на нем концепцию натовской ПРО. Кроме того, у России есть свой список озабоченностей в сфере безопасности, который она хочет протолкнуть в качестве альтернативной повестки заседания.
В условиях, когда Соединенные Штаты отказались от роли лидера, Россия может создавать помехи на пути формирования европейской ПРО. Пока Иран медленно ковыляет к своей цели, создавая ядерное оружие, чтобы держать на мушке объявленных врагов, Россия и Турция могут оказаться в привилегированном положении посредников в отношениях с Ираном, производя на свет бесконечные задержки и оправдания. При этом данные задержки и оправдания будут тщательно оговорены, и на них будет поставлена печать "умной силы", погружающей европейские планы ПРО в глубокую трясину.
А Обама позволяет, чтобы такие вещи происходили. В значительной мере стимулом для разворота Западной Европы в сторону России стало решение президента по сути дела отказаться от выдвижения в разряд приоритетов натовской инфраструктуры европейской безопасности. Это пошлая банальность - говорить о том, что мир после распада Советского Союза изменился. Конечно, он изменился; но ни одна цивилизация не смогла еще предотвратить войны и катастрофы, бессильно удивляясь переменам в сфере безопасности, и никак этому не сопротивляясь. Есть масса вариантов для укрепления НАТО и подготовки этой организации к постепенным переменам, но Обама не проявляет никакой инициативы в этом плане. Вместо этого он излучает сигналы, заставляющие некоторых наших ключевых союзников в ускоренном порядке и самостоятельно искать новые механизмы обеспечения безопасности.
Детали сегодняшнего дня отличаются; но в плане значимости для глобальной геополитики события двух последних лет по своей сути идентичны зловещим событиям 30-х годов прошлого века. Страны, осуществляющие лишь номинальное руководство мироустройством в эпоху после холодной войны, просто отказываются от ответственности и самоизолируются.
Крайне важен тот факт, что Китай и Россия ощущают свободу действий и объединяют силы против Японии. Важно и то, что Франция с Германией ощущают потребность в сепаратных взаимоотношениях с Россией по вопросам безопасности. Важно и то, что Обама вполне может вступить в тайный сговор в рамках ООН против Израиля. Важно, что нынешняя администрация всерьез рассматривает предложения самых разбойнических в экономическом плане стран мира о приобретении контроля над американскими природными ресурсами, и что Китай может получить беспрецедентный доступ к телекоммуникационной структуре США.
В этих условиях Махмуд Ахмадинежад совершил недавно триумфальный визит в Ливан и символически водрузил флаг иранской исламистской революции над Левантом (и над Иерусалимом). Ахмадинежад не отважился бы на такой поступок при Буше – да и Буш не позволил бы неустойчивому ливанскому правительству сговариваться об этом мероприятии за своей спиной. Весь мир все чаще проявляет ощущение свободы. А у некоторых при этом появляется потребность действовать так, будто США больше нет. Никогда за всю нашу историю такая ситуация не способствовала нашей безопасности.
300 миллионов американцев не могут выйти на улицы и приступить к реализации дипломатических усилий там, где не справляется президент. Но 2 ноября мы можем подать сигнал о том, что Америка не намерена и дальше безответственно и беспомощно идти навстречу геополитическому хаосу. Самый оптимальный вариант сегодня – подать максимально мощный сигнал о том, что странам лучше не начинать наводить беспорядок там, где они не сумеют довести дело до полного хаоса в течение двух следующих лет. В этом плане хорошо то, что другие народы помнят историю лучше, чем мы.