ВАРШАВА, Польша. Ярослав Качиньский этим летом едва не одержал победу на президентских выборах. И свое поражение он объясняет весьма неожиданно: таблетки.
"Я был в ужасном состоянии шока после смерти моего брата – ничего более худшего в моей жизни не случалось. Мне приходилось принимать очень сильные успокаивающие препараты – и это не могло не оказать свое воздействие, - заявил Качиньский в интервью польскому изданию Newsweek, - я был в таком состоянии, что, честно говоря, кампанию за меня проводили другие".
Брат-близнец Качиньского, президент Польши Лех Качиньский погиб вместе с 95-ю высокопоставленными руководителями и другими должностными лицами в авиакатастрофе, которая произошла 10 апреля. Ярослав занял место брата на последовавших затем президентских выборах как лидер оппозиционной партии "Право и справедливость". Судя по всему, он провел великолепную предвыборную кампанию, которая напугала правящую партию "Гражданская платформа"
Начав как правый радикал, к которому все относились с пренебрежением и недоверием, Качиньский затем сместился к центру. Он начал говорить добрые слова в адрес России и Германии, призывал покончить с политической враждой в Польше и постарался примириться с левыми из числа бывших коммунистов. Несмотря на предостережения "Гражданской платформы" о том, что новый Качиньский это фальшивка, многие избиратели поверили, что он действительно изменился. Качиньский проиграл победителю Брониславу Коморовскому с небольшим отрывом – 47 против 53 процентов.
Но скептики были правы. Кандидат Качиньский был на самом деле фальшивкой, и теперь лидер оппозиции возвращает собственное "я".
"Сегодня у меня есть основания для сомнений в предвыборной стратегии", - заявил Качиньский.
Для начала он занес топор над своим предвыборным штабом, обвинив пресс-секретаря Павла Понцылиуша (Pawel Poncyliusz). Качиньский заявил, что у этого человека ничего нет, кроме "симпатичного лица". Кроме того, он безо всяких объяснений временно отстранил от исполнения обязанностей одного из руководителей предвыборного штаба Эльжбиету Якубяк (Elzbieta Jakubiak). Депутата Европарламента Марека Мигальского (Marek Migalski) вышвырнули после того, как он написал открытое письмо, в котором заявил, что Качиньский это одно из величайших достояний партии, но одновременно ее тяжелейшее бремя.
Качиньский также вернулся к своим традиционным взглядам на внешнюю политику, заявив, что Польша сегодня превратилась в совместное владение Германии и России. Тем самым он очень удивил польских союзников по НАТО.
С особым раздражением он говорит о Коморовском и премьер-министре Дональде Туске (Donald Tusk), называя их "порочными людьми" и заявляя, что никогда не протянет Коморовскому руки. Качиньский также обвиняет правительство в том, что это оно несет ответственность за авиакатастрофу, в которой погиб его брат.
Пока ведущие польские психологи пытаются определить, что же происходит с Качиньским, роль и значение катастрофы под Смоленском все больше выходят на передний план. Для Качиньского это стало навязчивой идеей. Обстоятельства авиакатастрофы расследуют как российские, так и польские власти, и пока окончательные выводы не сделаны. Но все указывает на то, что главным фактором катастрофы стала ошибка пилота, поскольку экипаж польских ВВС пытался посадить Ту-154 российского производства в густом тумане. Однако Качиньский утверждает следующее: "Ошибка экипажа роли не играла. Здесь либо техника не сработала, либо это было какое-то нападение".
Взгляды Качиньского находят свой отклик у наиболее косной части электората его партии. Радикальная католическая радиостанция "Радио Мария" ведет проповеди о возвращении Польше независимости, заявляя, что стране угрожает Россия, которая якобы приложила свою руку к авиакатастрофе, чтобы устранить Леха Качиньского. Этому заговорщическому тону вторит Антони Мацеревич (Antoni Macierewicz) – этакий мефистофелевский тип, возглавляющий парламентскую комиссию по расследованию катастрофы, в которую вошли только члены партии "Право и справедливость".
Многих сторонников Качиньского взорвало решение Коморовского убрать деревянный крест, установленный возле президентского дворца бойскаутами в память о катастрофе. После того как сторонники сохранения креста провели серию протестов против этого решения, полиция все же демонтировала его.
Все более неустойчивое поведение Качиньского наносит вред его партии, если судить по опросам общественного мнения. А "Гражданская платформа" Туска по-прежнему пользуется поддержкой примерно половины избирателей. Похоже, что она уверенно и легко одержит победу на местных выборах в этом году и на парламентских выборах в следующем.
"Нам некому проигрывать", - заявил недавно Туск.
Более умеренные члены партии Качиньского расстроены, но они никак не могут на него повлиять, потому что Ярослав не терпит инакомыслия в рядах созданной им организации.
"Мне приходится очень внимательно относиться к тому, что я говорю, - замечает высокопоставленный представитель партии "Право и справедливость", - все эти разговоры об авиакатастрофе вредят нам, но я ничего не могу поделать".
Конечный результат заключается в том, что правительство Туска пытается одержать верх над увеличивающимся дефицитом бюджета и старается вести страну верным курсом в неспокойных экономических водах, а ведущая оппозиционная партия в этот момент просто отсутствует, проводя факельные шествия в память о погибших в авиакатастрофе и со страхом ожидая, каким будет следующий непредсказуемый шаг Качиньского.
"Если "Право и справедливость" не сосредоточится и не наведет у себя порядок, мне кажется, что "Гражданская платформа" будет править страной еще целое поколение", - говорит политический консультант Эрик Мистевич (Eryk Mistewicz).