«Здесь столько азиатов!» - изумляется Клотильда. Девушка, врач по профессии, отправилась в отпуск в Москву, ожидая увидеть страну, заселенную от конца до края исключительно блондинами с голубыми глазами. Постепенно перед ней разворачивается вся мозаика народов, которая сбивает с толку западного человека.
И это в то время, когда канцлер Германии Ангела Меркель констатирует смерть «многокультурной модели», а Европа не перестает говорить о своем разочаровании в системе, основанной на сосуществовании носителей различных культур. Как видно из запрета на ношение паранджи и растущего недоверия к вездесущему халяльному мясу, часть населения Франции чувствует угрозу для национального самосознания со стоны иммигрантов (в большинстве случаев мусульман), которые, как многим кажется, хотят создать собственное изолированное общество на его территории и изменить традиционные ценности. Немцев же возмущают представители турецкой диаспоры, которые нередко даже не считают нужным знать язык Гете.
Так как же удается нормально существовать России, на территории которой живет уникальный конгломерат из 176 народов и этнических групп, а 20% населения исповедуют ислам?
Противоположные тенденции
Чтобы понять всю глубину различий, нам нужно обратиться к основополагающей модели Европы, большинство государств которой формировались на основе единственной нации, и России, империи составленной путем постепенной ассимиляции многих народов.
На существующий сплав народов оказали большое влияние волны переселения представителей русского этноса на евразийском континенте: в XVIII веке преследуемые за отказ принять церковную реформу Никона староверы были сосланы Екатериной II в Сибирь, куда они принесли светоч европейской культуры; в XIX веке на восток отправили и вдохновленных западными идеями молодых дворян-декабристов; на острие покорения востока находились и российские казаки. В сталинскую эпоху переселенные народы и узников ГУЛАГа миллионами отсылали на стройки в удаленные регионы.
СССР стал по-настоящему удивительным плавильным котлом народов. Насильное переселение людей, которое должно было по задумке Сталина искоренить любые очаги сопротивления центральной власти, привело к совершенно неожиданным результатам: формированию коллективного самосознания и значительному смешению этносов. Работая сегодня в Москве, нельзя не удивляться тому, насколько оно вездесуще: этот высокий блондин говорит, что его отец грузин, та коллега – чеченка, а Марат на самом деле татарин, хотя с первого взгляда по нему и не скажешь. Тем не менее, всех их объединяют общие ценности и схожее чувство юмора.
Ислам в среде коренных народов
Одним из лучших примеров сосуществования народов России является Татарстан. Его нынешнее лицо, сформированное богатой на конфликты историей, не помешало ему стать полностью интегрированным в Федерацию мусульманским регионом. «Татарское ярмо», которое висело на шее российского государства в течение трех веков, оказало сильнейшее влияние на будущее обоих народов. Даже сегодня в Москве можно встретить огромное множество людей с татарскими корнями. После захвата Казани при Иване Грозном Татарстан стал образцом добрососедского существования татарского и русского этносов, которые составляют соответственно 43% и 38% населения этой республики. Хиллари Клинтон даже обращалась к ее бывшему президенту Минтимеру Шаймиеву по вопросу «межкультурной толерантности». Ислам в Татарстане и многих других регионах страны (например, Башкирии) не изменил самосознания этих народов, которые считают себя россиянами. Это европейский ислам, по выражению Шаймиева.
В то же время немало трений вызывает вопрос иммиграции. Эти выходцы из Средней Азии (мусульмане в своем большинстве), которые составляют костяк рабочих и домработниц, вызывают к себе определенное недоверие. Милиции никак не удается справиться с растущим числом убийств на национальной почве, жертвами которых обычно становятся азиаты и африканцы. Тем не менее, межэтнические трения наиболее заметны именно внутри самой Российской Федерации: республики Северного Кавказа, где на вековые конфликты недавно наложился еще и исламский экстремизм, зачастую воспринимаются как угроза. Приехавший в столицу иностранец нередко слышит нелицеприятные высказывания в адрес «черных». Однако не является ли проблема ислама всего лишь предлогом, когда мы охватываем взглядом всю ситуацию (войны кланов, милицейские репрессии, мафия), которая приводит к притоку новобранцев в ряды боевиков?
Хотя XXI век и поставит единство российской нации перед новыми испытаниями, у нее есть все шансы выйти из них победительницей. В отличие от бывшей Югославии здесь не существует политических курсов, которые создают непреодолимую пропасть между народами, а проблемы религии не являются краеугольным камнем в обсуждении проблем современного общества. Эта огромная по своей территории и потенциалу страна вполне способна доказать, что модель многокультурного сосуществования вполне имеет право на жизнь. Казанский Кремль, где стоят по соседству мечеть и православный храм, представляет собой наглядное тому подтверждение.