Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сближение России и ЕС - это конец режима Лукашенко

© коллаж ИноСМИЕвросоюз перед вызовом белорусско-российского конфликта
Евросоюз перед вызовом белорусско-российского конфликта
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Интеграция с Европейским Союзом декларируется Россией как приоритет. О взаимодополняемости экономик России и ЕС много пишут близкие к Кремлю аналитики. Опубликованный недавно закрытым журналом «Русский Newsweek» черновик внешнеполитических программы России выдержан в том же духе.

Одним из все более декларированных приоритетов России в последние месяцы становится интеграция с Европейским cоюзом. О взаимодополняемости экономик России и ЕС много пишут близкие к Кремлю аналитики, опубликованный недавно закрытым журналом «Русский Newsweek» черновик внешнеполитических программы России выдержан в том же духе. Постепенное преодоление неприязни происходит в отношениях и с США во главе с президентом Обамой. То, что президент России Дмитрий Медведев в следующем месяце посетит саммит НАТО в Лиссабоне, – еще один яркий штрих к продолжению потепления между Россией и Западом, и прежде всего с ЕС.

Всю свою историю Россия, впрочем, была и остается прежде всего самобытной страной в рамках европейской цивилизации. В условиях неспособности поддерживать свой статус регионального полюса силы, равнозначного по весу Европейскому cоюзу или Китаю, это будет становиться все более явным. Сплачивая вокруг себя отдельные постсоветские страны, Россия будет куда сильнее тянутся в языке, исторически и культурно к близкому Западу, чем к исламскому миру или Китаю.

Существуют два заметных, хотя и не решающих фактора, которые стоят на пути российско-западноевропейского сближения, и которые рано или поздно неизбежно возникнут по мере продвижения этого сотрудничества. Первый – авторитарный режим в России. Второй – лукашенковская Белоруссия.

На сегодняшнем этапе Запад не интересуется прогрессом демократии в России и готов получить экономическое и геополитическое сотрудничество в обмен на непедалирование правозащитных вопросов, по крайней мере до того момента, пока проблемы не приобретут слишком явный характер. Российская сторона это осознает и поэтому не переходит черты, оставляя простор для ограниченной, но относительно возможной реализации некоторых политических свобод.

Однако политические обстоятельства и непоправимо плохой имидж Белоруссии, который, впрочем, отражает объективную реальность, никак не позволят ЕС игнорировать отсутствие демократии и массовые нарушения прав человека в стране. Критика режима Лукашенко и аккуратное выражение озабоченности состоянием демократии в Белруссии – как ни странно, тоже шанс для президента России продемонстрировать свою современность и прогрессивность.

Белорусскому режиму не стоит надеяться на противоречия между Россией и Евросоюзом и пытаться использовать их для поддержания своего существования в долгосрочной перспективе. Стратегические интересы и России, и Евросоюза требуют компромиссов и конструктивного сотрудничества, а не противостояния. Россия и Евросоюз, Россия и НАТО и так взаимосвязаны и имеют общую границу, поэтому Беларусь не может быть ни барьером на пути (объективно невозможного) военного вторжения с Запада, ни полноценным экономическим «мостом» между Россией и ЕС. Белоруссия может или фасилитовать интеграцию на европейском пространстве, вместе с Украиной и рядом других европейских государств, не входящих в ЕС, образовав коллективный третий субъект этого процесса, или впредь быть «камнем в сапоге» для российско-западноевропейских отношений и создавать препятствия и трудности локального характера, от чего в конце концов пострадает больше всех.

Очевидно, что белорусский вопрос не будет приоритетом и особым фокусом отношений России и ЕС. Более вероятно, что его решат «в рабочем порядке». С учетом того, что в ближайшее время Россия после запуска «Северной потока» и «Южного потока» существенно снизит зависимость от транзита газа через территорию Белоруссии, образуется ситуация непротивостояния стратегических интересов российской внешней политики и интересов российского нефтегазового бизнеса. Поэтому нельзя исключать, что проблему Лукашенко в общих чертах «отдадут на решение» именно российской стороне, которая имеет намного большее влияние на ситуацию в Белоруссии. Это может создать объективную опасность для экономической и политической независимости Белоруссии от восточного соседа.

Так или иначе, банальная и единственно правильная мысль о том, что Белоруссия должна строить партнерские отношения одновременно и с Россией, и с Европейским союзом, становится чем дальше, тем менее утопичной и тем более актуальной. В том, чтобы Белоруссия перестала играть деструктивную роль и встроилась в общеевропейскую систему сотрудничества, заинтересованы все стороны, и белорусское общество – больше всех. Современное руководство Белоруссии никак не способно управлять страной в соответствующем направлении, и поэтому Белоруссия продолжает существовать вне регионального контекста. Но в условиях, когда существует спрос на другую политику Белоруссии и отсутствует перспектива прихода к власти обескровленной годами репрессий демократической оппозиции, появление и активизация в рядах лукашенковской номенклатуры «партии преемника» – вопрос времени. Другой вопрос также в том, успеет ли осознать это и сориентироваться соответствующим образом сегодняшний президент Белоруссии.

Перевод: Светлана Тиванова