Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белоруссия-Евросоюз: сохранение статус-кво?

© коллаж ИноСМИвызовый режим в ес
вызовый режим в ес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Совет Евросоюза принял решение о санкциях в отношении высокопоставленных белорусских чиновников. Как можно оценить содержание подписанного документа? Как повлиял на позицию Евросоюза конфликт между Белоруссией и Россией? Каковы перспективы признания Европой результатов президентских выборов?

Совет Евросоюза принял решение о санкциях в отношении высокопоставленных белорусских чиновников. Как можно оценить содержание подписанного документа? Как повлиял на позицию Евросоюза конфликт между Белоруссией и Россией? Каковы перспективы признания Европой результатов президентских выборов? Участники программы «Экспертиза Свободы»: руководитель офиса «За демократическую Беларусь» Ольга Стужинская из Брюсселя и директор зарегистрированного в Литве Белорусского института стратегических исследований Виталий Силицкий из Минска. Ведущий - Валерий Карбалевич.

В чем смысл решения Евросоюза?

Карбалевич: ЕС принял решение продлить санкции в отношении 41 высокопоставленного белорусского чиновника, включая главу Беларуси Александра Лукашенко. И одновременно был введен мораторий на применение этих санкций в отношении 36 человек. Решение ЕС, принятое уже не в первый раз, выглядит как правовой и политический казус, некий дипломатический выкрутас. Санкции якобы вводятся и сразу же замораживаются. Чем вы можете объяснить этот феномен, это решение, не добавляющее авторитета ЕС?

Стужинская:
Вчерашнее заявление совета ЕС есть сохранение статус-кво. Это продолжение той политики Евросоюза в отношении Белоруссии, которая началась в 2008 году. Это политика диалога, присоединения Белоруссии к «Восточному партнерству». Во вчерашнем заявлении упоминается визовый вопрос, говорится об отсутствии прогресса в области прав человека, о готовности к финансовой помощи Белоруссии при выполнении Минском определенных условий. Никаким сюрпризом это решение не стало. Некоторые страны-участницы ЕС выступали за то, чтобы продлить санкции на 12 месяцев, а мораторий ввести только на 6 месяцев. Но это предложение не было принято. Перспективы отношений будут зависеть от того, как пройдут президентские выборы.

Силицкий: Прежде всего, я здесь не вижу никакого казуса. Решение адекватно оценивает ситуацию, сложившуюся в Белоруссии. Никакого прогресса в вопросе прав человека здесь нет, но нет и особого регресса. Принимая это решение, ЕС исходил, во-первых, из того, что белорусский вопрос далеко не на первом месте в повестке дня Евросоюза. Особого морального ущерба от того, что не удалось добиться прогресса в вопросе прав человека, в Брюсселе нет. Это не тот критерий, по которому оценивается эффективность работы институтов ЕС в глазах важной для Брюсселя аудитории. Во-вторых, когда я разговаривал с чиновниками ЕС, они говорили, что диалог с Белоруссией идет. То, что Минск не в состоянии воспользоваться преимуществами диалога, это проблема Лукашенко. Он не может маневрировать в ситуации конфликта с Россией.

Чья проблема?

Карбалевич: Теперь вопрос о том, чья это проблема. Думаю, что не только Белоруссии, но и Брюсселя. Не кажется ли вам, что ЕС попал в ловушку, стал заложником принятия Белоруссии в программу «Восточное партнерство»? И сейчас Европа не может ни отменить санкции, ни применить их. Отменить - значит потерять лицо, так как ситуация в Белоруссии не меняется. Ввести санкции - значит надо исключать Белоруссию из программы «Восточное партнерство» со всеми негативными для этого амбициозного проекта последствиями.

Силицкий: Никакой ловушки я здесь не вижу. Потому что «Восточное партнерство» - это уже далеко не амбициозный проект. Он выдохся. В речах высших чиновников ЕС этот проект почти не упоминается. Евросоюз не в состоянии предложить финансовой помощи восточноевропейском странам. Пока Европа переживает экономический кризис, этот вопрос будет вторичным. Плюс Польша меняет свое внешнеполитическое ангажирование. А ситуация в Белоруссии не требует активных действий, на которые у ЕС нет ни политической воли, ни средств.

Стужинская: Вот тут у Брюсселя видно отсутствие даже бывшего уровня интереса к Белоруссии. И выборы не подняли интереса. Сохранение статус-кво устраивает Брюссель.

Политика ЕС и конфликт между Белоруссией и Россией

Карбалевич: Как повлиял на позицию Евросоюза конфликт между Белоруссией и Россией? Скорректирует ли Европа свой подход, глядя на то, как Москва давит на Минск?

Стужинская: Нынешний конфликт никак не повлиял. И это подталкивает меня к мысли: не ли собирается Брюссель передать Москве вопрос трансформации Белоруссии? Российская причина еще несколько лет назад повлияла на политику диалога с Беларусью, принятие программы «Восточное партнерство».

Силицкий: Действительно, к этому конфликту ЕС отнесся равнодушно. Во-первых, энергетические конфликты России с Белоруссией и Украиной привели к тому, что ЕС начал принимать меры по обеспечению энергетической безопасности. Через 1-2 года в Европе будет создана единая энергетическая система, построены перемычки, которые позволят в случае опасности качать газ из другого места. Поэтому сейчас такого страха перед энергетическими войнами, как прежде, нет. Во-вторых, в Европе уже привыкли к белорусско-российскому конфликту, изучили его риторику. В-третьих, Минск особо не апеллировал к ЕС. Лукашенко говорил летом в интервью «Евроньюс», что условия Евросоюза для нас неприемлемы.

Президентские выборы в Беларуси и отношения с ЕС


Карбалевич: Какие перспективы признания Европой результатов президентских выборов?

Стужинская: В заявлении совета ЕС сказано, что «при наличии ясного и заметного прогресса в процессе выборов появится новый стимул для отношений между Беларусью и ЕС». И власти делают шаги, чтобы обеспечить такой прогресс. На сайтах посольств Белоруссии в ЕС есть материал об улучшении условий избирательной кампании, изменениях законодательства, приглашении иностранных наблюдателей. И если наблюдатели ОБСЕ обнаружат прогресс, то это станет стимулом для развития отношений между ЕС и Белоруссией.

Карбалевич: Сегодня уже понятна модель отношений между Беларусью и ЕС в поствыборной период. Брюссель не говорит о свободных демократических выборах, а только о прогрессе. И белорусские власти этот прогресс во время избирательной кампании обеспечивают.

Силицкий: Да, практика выборов раньше была такая, что можно добиться прогресса, абсолютно не проводя свободных выборов. Теперь от ЕС есть заказ на минимальные правила приличия. Это более свободные условия для проведения агитации и имитация более-менее свободного подсчета голосов. А для проведения выборов по привычному сценарию достаточно досрочного голосования.

Перевод: Светлана Тиванова