Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Все, что западные СМИ скрывают о России-2

Правда и ложь о России с Александром Лаца, часть II

© flickr.comгазета
газета
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Известный российско-французский публицист Александр Лаца предлагает «диссонирующую» правду о России. Он считает, что западные журналисты стремятся дискредитировать Россию, создав ей имидж диктатуры, подобия третьего мира, который отрицает свободы и не разделяет «панъевропейских» ценностей. Эта одержимость западных журналистов путинофобией сводится к догме: «Во всем виноват Путин».


- В 2003 году много говорили об оси Париж-Берлин-Москва. Что произошло с ней семь лет спустя? И какое место занимает Европа в российской геостратегии?

- Россия не раз заявляла о своей европейской принадлежности. Взять хотя бы слова министра иностранных дел страны Сергея Лаврова, я цитирую: «Россия мыслит себя как часть европейской цивилизации», или еще: «Развитие событий, включая идею атлантизма, окончание холодной войны и глобализацию, дало весомые аргументы в пользу того, чтобы говорить обо всем пространстве между Ванкувером и Владивостоком». Россия – это исконно европейская страна. Аргумент, который состоит в том, что 300-летнее татаро-монгольское иго отделило Россию от Европы, определенно несостоятелен. Ведь его не используют относительно Испании, которая пережила 700 лет арабской оккупации, или 600 лет находившихся под властью Османской империи балканских стран.

Отношения России и ЕС, как мне кажется, серьезно отравляет американский фактор. После избрания Владимира Путин в 2000 году Россия была больше чем, когда-либо расположена к сотрудничеству с Западом, как это показала поддержка Россией Америки после 11 сентября. В ответ она получила ужесточение стратегии давления и сдерживания, в том числе в ближнем зарубежье, а в 2003 году отношения серьезно обострились после двух важнейших событий: войны в Ираке, а чуть позднее делу Михаила Ходорковского. Во время второго мандата Владимира Путина (с 2004 по 2008 год) обстановка еще более накалилась, что не в последнюю очередь было вызвано волной цветных революций и вступлением балтийских стран в ЕС. Украинские манипуляции во время газовой войны были очень негативно восприняты Москвой, а возврат Франции в военную организацию НАТО выглядел в ее глазах настоящим предательством. И это на фоне тяжелых воспоминаний о бомбардировке Сербии в 1999 году. Трения достигли своего апогея во время войны в Грузии в августе 2008 года, когда НА
ТО было косвенно замешано в вооруженном нападении, которое стоило жизни  многим российским миротворцам, действовавшим под эгидой ООН. Как сказал Сергей Лавров: «На протяжении 20 лет Россия стремилась к новым отношениям с Западом, не всегда находя понимание и адекватный отклик».

За последние десять лет России удалось установить партнерские отношения с некоторыми странами ЕС, но как ни странно не с ЕС как таковым. Нужно отдавать себе отчет, что ЕС - это «сиамский близнец НАТО», по выражению Пьера Леви (Pierre Lévy). Эта связь доходит до того, что Хавьер Солана (Javier Solana) плавно сменил кресло генерального секретаря Североатлантического альянса на портфель одного из верховных представителей Евросоюза. В итоге НАТО остается основной угрозой для России, как следует из новой военной доктрины, которую подписал президент страны в феврале 2010 года.

ЕС, разумеется, стал крупнейшим торговым партнером России, однако и она в свою очередь является сегодня его основным поставщиком энергоносителей. В общемировом масштабе главным торговым партнером России в феврале 2009 года стал Китай. В рамках Евросоюза сотрудничество, прежде всего, касается Германии, за которой с большим отставанием следуют Италия и Франция. Как следствие проект «Париж-Берлин-Москва» постепенно трансформируется в формат «Берлин-Москва». В то же время сейчас эти партнерские отношения в большей степени основываются на экономической взаимозависимости, нежели на реальном политическом альянсе или общем видении мира, так как ЕС в нынешних условиях - это экономический гигант и политический карлик, тесно привязанный к пронатовскому мировоззрению, которое совершенно чуждо России. Тем не менее, предложение Москвы по созданию новой архитектуры европейской безопасности свидетельствует о добрых намерениях наших российских партнеров и их стремлении к общему европейскому будущему.

- Не могли бы вы рассказать об отношениях Тегерана и Москвы, которые в изложении некоторых наблюдателей выглядят как нечто крайне запутанное и малопонятное?

- У отношений России и Ирана есть сразу несколько плоскостей. Москва не отказалась от поддержки Тегерана, как в дипломатической, так и в торговой сфере. Недавнее открытие Бушерской АЭС (проект был запущен немецкой компанией Siemens до исламской революции 1979 года, но был заморожен после начала ирано-иракской войны в 1980 году и, наконец, продолжен Россией в 1994 году) говорит о том, что это экономическое партнерство вполне реально. Конечно, на Иран наложены санкции, и он находится под пристальным контролем международного сообщества, однако Россия всегда выступала и, вероятно, продолжит выступать против чрезмерно жестких односторонних санкций Совбеза ООН. Хотя недавний отказ России от поставок ракетных комплексов С-300 несколько смешал всем карты, я сомневаюсь, что за долгие годы присутствия России в Иране не состоялось никакой передачи технологий. В этой связи вполне можно предположить, что аналогичное оружие, которое сейчас по заявлениям властей разрабатывают в Иране, имеет российские корни. Во всяком случае, иранское агентство заявило несколько месяцев назад: «Иран получил четыре ракеты С-300, две из которых пришли из Белоруссии и еще две от другого неназванного поставщика». Дезинформация или реальность? Сказать пока сложно.

Нужно взглянуть на ситуацию глазами Москвы. Россия сейчас не заинтересована в усилении напряженности или новой гонке вооружений с Западом, хотя и ведет наступление по приоритетным для себя направлениям, таким как Средняя Азия, Украина и Кавказ. Учесть стоит также и немалое число других параметров: активную политику Турции на Кавказе, сближение Турции и Ирана, иранские капиталы в Грузии или поддержку Турцией Азербайджана. В этой связи, возможно, что эти небольшие российские «санкции» являются своего рода предупреждением для Ирана. К тому же не исключено, что Россия уже получила гарантии военного невмешательства во внутренние дела Ирана.    

Хотелось бы также напомнить, что такие сложные проблемы просто нельзя упрощать. Тут и там можно встретить анализы, утверждающие, что Россия способна поддержать Иран из-за своей неприязни к Америке или даже стать чем-то вроде представителя всего антисемитски настроенного мусульманского мира. Бред сумасшедшего. Сегодня Россия, как и любое суверенное государство, думает, прежде всего, о своих собственных интересах. А ее интерес в регионе заключается в прагматичной и взвешенной «реальной политике», которая направлена на укрепление политических и экономических позиций. Несмотря на отказ от поставок ракет в Иран, отношения двух стран должны остаться довольно стабильными, и Москва не оставит дипломатическую поддержку Тегерана. Кроме того, во время прошедших в 2009 году в Иране антиправительственных манифестаций (поговаривали даже о попытке устроить в стране очередную цветную революцию) на митингах оппозиции звучали достаточно резкие антироссийские слоганы, что говорит нам об очень многом.

- Каково направление действий России в Средней Азии, которая в последние годы стала вызывать большой интерес и обеспокоенность многих мировых правительств? Некоторые эксперты говорят о настоящей шахматной партии между местными государствами, Китаем, Россией и США. Что вы думаете по этому поводу?

- Средняя Азия – это желанная многими стратегическая зона, которая была в прошлом веке театром большой игры и противостояния империй. В итоге англичан отсюда вытеснили, а русские и американцы, по-видимому, тоже скоро разделят их участь. В то же время подход Индии и Китая основывается, прежде всего, на торговле, а не на военной силе.

Из всех стран региона один лишь Казахстан, кажется, окончательно определился со своим проектом тесного сотрудничества с Россией и находится на совершенно ином экономическом уровне: его коэффициент ВВП на одного жителя равен аналогичному показателю Турции. По очевидным для всех лингвистическим, историческим, стратегическим и географическим причинам Средняя Азия является одной их тех зон мира, где Россия определенно намерена расширять свое влияние и присутствие. Прокатившаяся после постсоветской череды независимостей волна русофобии идет на спад, и многие из этих государств в итоге все равно остались зависимыми от России, прежде всего в экономическом плане, так как на ее территории живет и работает значительное число их граждан. Наконец, этим странам очень сложно противостоять разнообразным дестабилизирующим региональным факторам: цветным революциям и связанной с ними политической нестабильностью, исламизации и терроризму, вызванной военной авантюрой в Афганистане региональной дестабилизации, экономическому давлению Китая и т.д. Со всеми этими проблемами сталкивается и Россия, при том что реальных союзников у нее в настоящий момент откровенно немного. Ее единственный шанс, как мне кажется, состоит в том, чтобы установить прочные двухсторонние связи с правительствами этих стран и форсированными темпами развивать многоуровневое партнерство. Так, недавние события в Киргизии являются примером прогресса российской дипломатии в регионе. Кроме того, среднеазиатские государства входят вместе с Россией в такой важнейший региональный военный блок как Шанхайская организация сотрудничества. В этой связи, вполне возможно, что в Средней Азии мы скоро увидим большую игру версии 2.0, к которой добавится еще один не названный вами, но исключительно значимый участник: Турция.

- Какими, по вашему мнению, будут приоритетные направления развития российской дипломатии на ближайшие годы?

- Мне кажется, таких направлений три, причем все они осуществляются на разных уровнях.

В первую очередь Россия попытается укрепить свои связи с европейскими странами. Углубление отношений с Германией или, например, «разрядка» с Польшей и Украиной представляют собой отличную иллюстрацию этой новой европейской политики России. Любопытно, но некоторые американские стратеги (в том числе Збигнев Бжезински (Zbigniew Brzezinski)) рассматривали возможный альянс «Германия-Польша-Украина» как противопоставленный России будущий столп безопасности Европы и НАТО. Что диаметрально противоположно происходящему в действительности: предложение по общей архитектуре европейской безопасности, по-моему, является в высшей степени реалистичным и конструктивным.

Кроме того, с учетом изменчивости ситуации в современном мире Россия стремится занять центральное место в Азии. В повестке дня, конечно, прежде всего, стоят партнерские отношения с Китаем, но не забывают в России и об укреплении двухсторонних связей с Монголией, Японией, Вьетнамом и Кореей. У этого «наступления» на Азию уже есть, как мне кажется, несколько ярких символов. В прошлом году Китай стал крупнейшим торговым партнером России. Диверсификация снабжения региона энергоресурсами является особенно привлекательной для нее в том плане, что из-за бурного развития местных экономик спрос к середине века имеет все шансы обогнать европейский. Более того, символичной является и сама ШОС. Россия – это единственный «европейский» член этой организации, который тем самым демонстрирует соответствующее своей географии геополитическое позиционирование: в центре Евразии.

Наконец, Россия пытается занять подобающее положение в мусульманском мире, так значительный слой населения страны (около 20 миллионов человек) исповедует ислам. В России очень сильна восточная составляющая (татарская, кавказская и среднеазиатская), в связи с чем она стремится стать близким партнером арабских и азиатских стран. Так, например, в 2005 году она получила статус наблюдателя в Организации Исламская конференция.

- Многие любят напирать на то, что экономика страны очень сильно зависит от добычи и экспорта сырья. Так, способна ли Россия в перспективе уменьшить свою зависимость от этой манны, на которую оказывают огромное воздействие колебания биржевых котировок?

- Подобное мнение, как мне кажется, несколько устарело. Сегодня на рынках заметна тенденция к снижению промышленных цен и росту цен на сырье. Мировая демографическая ситуация, спрос в развивающихся странах и постепенное истощение некоторых природных ресурсов обеспечат сохранение этой тенденции в долгосрочной перспективе. Как следствие, мы можем констатировать, что задолженность всех промышленно развитых западных стран растет с просто пугающей скоростью, тогда как страны-экспортеры сырья все увеличивают свои валютные резервы.

Россия в полной мере пользуется сложившейся ситуацией и запускает крупномасштабные программы по модернизации общества и экономики. В этом месяце безработица вернулась к докризисному уровню, рост ВВП на 2010-2011 годы должен составить 4-5%, валютные резервы по-прежнему высоки, а рубль стабилен. Эти условия позволяют обеспечить финансирование программ без увеличения госдолга. Что касается социальной сферы, демографическая программа показала ощутимые результаты (их мы обсудили в начале этого разговора), и, кроме того, нельзя не отметить ряд произошедших с 2000 года позитивных изменений: реальные доходы населения выросли более чем в два раза, пенсии увеличились втрое, а число людей, живущих за чертой бедности, сократилось вдвое. В начале года были запущены четыре так называемых «национальных» проекта (здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство) с общим объемом финансирования около 4,5 миллиарда евро, целью которых является дальнейшее повышение уровня жизни в стране.

В то же время деиндустриализация постсоветской эпохи – это реальный факт. На пути страны строит немало препятствий, однако сейчас, когда политическое и гражданское общество уже стало относительно стабильным, мы видим искреннее стремление власти к прагматичной экономической политике. Отправным пунктом можно считать вышедшую в ноябре 2008 года статью Медведева «Россия, вперед!» Прогресс заметен невооруженным глазом, будь то улучшение работы администраций (сокращение числа чиновников), инфраструктура, желание привлечь иностранный капитал или борьба с коррупцией. И это не считая других важных проектов, таких как разработка  новой операционной и поисковой системы, новой машины с электродвигателем, телефона с двумя дисплеями, создание российского аналога Кремниевой долины и превращения Москвы в мировой финансовый центр. Президент страны Дмитрий Медведев также заявил о своем стремлении превратить Россию в одного из мировых лидеров на рынке нанопродукции, который должен вырасти в 10 раз к 2015 году и достичь отметки в 2-3 триллиона долларов. Наконец, существует масштабный федеральный план по развитию Сибири на ближайшие 10 лет.

Всего этого в западных СМИ, разумеется, почти не услышать, однако в России об этом говорят довольно много. Могу лишь посоветовать не знающим русского языка читателям зайти на французскую версию сайта РИА «Новости» или в мой блог, в котором отражены все экономические события в России.