Белоруссия рассчитывает на выполнение протокола об изъятиях из ЕЭП в полном объеме. Самый уязвимый и чувствительный момент – поставки энергоносителей. Главный вопрос для Белоруссии -- отменит ли Россия экспортные пошлины на поставки своей нефти с 1 января и что потребует взамен.
Заместитель министра иностранных дел Андрей Евдоченко сообщил журналистам, что страны Таможенного союза планируют принять документы по формированию ЕЭП 19 ноября текущего года – на этот день в Санкт-Петербурге запланировано проведение встреч глав правительств в трех форматах -- СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза. Белорусская сторона рассчитывает на выполнение протокола об изъятиях из ЕЭП в полном объеме.
-- Ранее предполагалось, что Единое экономическое пространство в рамках Таможенного союза будет создано с 1 января 2012 года, но 15 октября в Москве на встрече премьеров «тройки» было сказано, что стороны настолько продвинулись в согласовании пакета основных документов, состоящего из 17 соглашений, что сроки могут сдвинуться на 1 января 2011 года, -- отмечает обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Татьяна Маненок.
По мнению эксперта, белорусская сторона очень мотивирована в скорейшем подписании и ратификации такого соглашения, поскольку предполагается, что это автоматически обеспечит беспошлинную поставку нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации.
-- Это очень привлекательные условия, -- подчеркивает Татьяна Маненок.
В то же время политолог Валерий Карбалевич называет прогноз белорусского МИДа относительно поставок беспошлинной российский нефти слишком оптимистичным. Эксперт призывает относиться к таким заявлениям как к политической игре.
– Что касается реальности, то Россия предложила свою схему – пошлины отменяются, но вместо этого Беларусь переводит в российский бюджет пошлины на нефтепродукты, которые она вводит сама. Теоретически такой вариант возможен, но Беларусь вряд ли что-то существенно выиграет от этого, -- заключает Валерий Карбалевич.
С другой стороны, отмечает политолог, с поставок венесуэльской нефти не удается получить более или менее приличного дохода.
-- В совместном предприятии, которое занимается поставками нефти в Беларусь, 75% принадлежат Венесуэле, поэтому доходы от нефтепродуктов из венесуэльской нефти в такой же пропорции будут идти Венесуэле. Ситуация 2002-2008 годов, когда Беларусь была нефтяным оффшором, вероятнее всего, закончилась, -- констатирует эксперт.
По его словам, еще возможен вариант, когда Белоруссия продаст российским компаниям оба своих нефтеперерабатывающих завода.
-- Но и тогда основная часть прибыли снова-таки будет идти не в белорусский бюджет, а российским нефтяным компаниям. Впрочем, до 1 января 2011 года такой вариант практически нереализуем, - подчеркивает Валерий Карбалевич.
Однако Татьяна Маненок призывает не забывать, что следующий год в России -- предвыборный, и создание ЕЭП должно стать привлекательным стержнем для интеграции бывших стран СССР.
-- Для российского премьера Владимира Путина важна успешность реализации этого проекта, поэтому российская сторона может сделать белорусской некоторые тактические уступки, чтобы он не притормозился на старте очередного этапа, которые должен ознаменовать создание Экономического союза в рамках Таможенного союза, -- полагает Татьяна Маненок.
Самый уязвимый и чувствительный момент проекта, по ее словам, это поставки энергоносителей.
-- Россия, видимо, готова дать Беларуси возможность подождать год, а потом пересмотреть условия с учетом выхода на равнодоходные цены на газ в 2015 году. По крайней мере, это было заявлено Путиным 15 октября, -- говорит эксперт. -- А что касается нефти, было жесткое заявление из уст заместителя министра финансов РФ по поводу стопроцентного перечисления всех экспортных пошлин, что неприемлемо для белорусской стороны.
Эксперт не исключает, что стороны обсуждают варианты смягчения таких позиций, что позволило бы на данном этапе подписать соглашение.
-- Это будет непросто. Ожидается сложная игра и со стороны России, которой очень не хочется делиться своей природной рентой, -- прогнозирует Татьяна Маненок. -- Но даже если пошлины будут изменены, белорусской стороне придется унифицировать условия экспорта нефтепродуктов, а значит, ввести экспортные пошлины на нефть, равные российским.
Как подчеркивает эксперт, обе стороны мотивированы, они будут идти на уступки и искать компромиссные подходы, но при этом «российская сторона будет блюсти свой интерес».