Япония называет четыре острова Южно-Курильского архипелага "Северными территориями". Японское правительство провозгласило 7 февраля "Днем Северных территорий", и отмечает в этот день свои правопритязания на данные острова. "День Такэсимы" имеет свои отличия, поскольку отмечается он всего одной провинцией. В этот день Япония заявляет о своих притязаниях на острова Токто (корейское название вышеуказанных островов – прим. перев.).
Но четыре самых южных острова Курильской гряды находятся под властью России, в отличие от островов Сэнкаку, относящихся к японской юрисдикции. Китай называет эти острова Дяоюйтай. Япония довольно шумно отстаивает свои притязания на Курильские острова, и в то же время, хранит молчание по поводу островов Сэнкаку.
Стратегия Токио состоит в следующем. Япония говорит о находящихся под иностранным контролем районах как о спорных территориях, а земли, находящиеся под ее властью, называет своими собственными. Что касается острова Токто, то Япония действует довольно умно: она выводит Корею из себя, и та начинает громко протестовать против притязаний Токио. При этом Токио не считает, что Токто и Курильские острова чем-то отличаются. Просто Япония ставит Токто в разряд менее значимых приоритетов, поскольку Корея является верной союзницей США, которые также играют ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Японии.
Токио применяет один и тот же принцип ко всем этим территориям, заявляя об отсутствии исторических проблем, которые могли бы подорвать ее территориальные правопритязания. Иными словами, Япония утверждает, что никогда в колониальный период не контролировала данные территории вопреки воле других стран. Но Китай и Россия считают территориальные споры историческим вопросом. Китай заявляет, что Япония оккупировала острова Сэнкаку в конце 19-го века, когда в Китае царил беспорядок. А Россия считает, что она просто отвоевала и вернула себе четыре острова в результате победы во Второй мировой войне.
Токто нельзя рассматривать с той же самой точки зрения; но общее здесь то, что Япония упорно продолжает опровергать исторические факты. Она игнорирует антияпонские протесты в Китае, называя их внутренними спорами из-за расширяющейся пропасти в доходах людей, усиливающейся молодежной безработицы и политического хаоса, и как бы укоряя Китай за то, что он недостаточно развит в политическом плане. Японские руководители не проводят и не собираются проводить самокритичный анализ своих действий; они не намерены выяснять, почему среди китайцев так сильны антияпонские настроения.
То же самое можно сказать и о Корее. После того как Токио в 2008 году назвал Токто в школьных учебниках частью своей территории, в Корее резко усилились антияпонские настроения. Но японские официальные лица и эксперты назвали это трюком корейского правительства с целью объединения общества, расколовшегося из-за проблем с импортом говядины. А когда начался мировой финансовый кризис, одна японская газета даже опубликовала статью, в которой заявила, что Корея скоро начнет упрашивать Японию дать ей денег.
В понедельник российский президент Дмитрий Медведев посетил Курильские острова, насыпав соли на болезненные японские раны в момент усиления территориального спора с Китаем по поводу островов Сэнкаку. Теперь Япония обвиняет соседей по региону в том, что те возрождают империализм. Она говорит, что окрепшие в экономическом плане Китай и Россия демонстрируют свои мускулы. Но если Китай и Россия виновны в возрождении империализма, то Япония в равной мере виновна в отрицании своего империалистического прошлого. Это наглядно продемонстрировали антияпонские настроения, резко усилившиеся в китайском и российском обществе. Эти настроения добавляют масла в огонь территориальных споров Китая и России с Японией.
Китай и Россия это уже не коммунистические страны, отстающие в своем экономическом развитии. Чем больше Япония будет отрицать историю, тем более серьезные проблемы будут ей грозить. А это наносит ущерб стабильности в Северо-Восточной Азии. Япония, наконец, столкнулась с достойным противником.