Коррупция по-белорусски: 124-е место в мировом рейтинге. Загадки сбора подписей: будет ли дисквалификация после массового финиша. Кнуты и пряники: Евросоюз продолжает замораживать санкции, но планирует сотрудничество. Это темы очередного выпуска «Неделя с Радио Свобода» на Белсате, которую ведет директор белорусской службы радио Александр Лукашук. В передаче участвуют аналитики Юрий Дракохруст, Ян Максимюк и Виталий Цыганков.
Лукашук: Цифры и выборы – 124. Именно такое место Беларуси в нынешнем индексе восприятия коррупции, который обнародован международной организацией Transparency International. В прошлом году Беларусь была 139-й. Ян, что означает это место - улучшение ситуации?
Максимюк: Беларусь делит 124-130 места вместе с Эквадором, Ливан, Никарагуа, Сирией, Восточном Тиморе и Уганда, имея индекс 2,5. Всего в списке 178 стран. В прошлом году Беларусь была на 139-ом месте и имела индекс 2,4. Таким образом, улучшение индекса составляет одну десятую процента. Ситуация в Украине и России признана еще худшей - индекс Украины - 2,4 а России - 2,1. Наилучшим из всех постсоветских стран выглядит Эстония, которая при индексе 6,5 занимает 26-е место сразу после Франции. Для общей ориентации о том, как выглядит ситуация с коррупцией в мире, этот индекс наверняка полезен. Однако не надо делать слишком далеких выводов. Индекс восприятия коррупции, определять который организация Transparency International начала в 1995 году, неоднократно подвергался резкой критике. Были призывы, чтобы вообще прекратить его определение, принимая во внимание его субъективность. И нетрудно понять, почему. Коррупция - это вообще что-то хорошо скрытое от глаз общества, и не существует никакой объективной и всем понятной мерки для измерения коррупции. Transparency International пользуется опросами экспертов в отдельных странах относительно того, как они оценивают уровень коррупции. Надо сказать, что есть страны, в которых дача взятки чиновникам является неотъемлемой частью культуры политической и общественной жизни, а потому там на коррупцию смотрят совсем иначе, чем в странах, где за взятку на несколько лет можно попасть за решетку. Кстати, коррупция как юридическое понятие в кодексы арабских стран была введена только в 1990-х годах.
Лукашук: Виталий, а насколько это низко-позорное место в рейтинге восприятия коррупции соответствует белорусской реальности - коррупция воспринимается как абсолютное зло?
Цыганков: Мне кажется, что ключевым здесь как раз является слово «восприятие» коррупции. Как мне представляется, коррупция в широком смысле для обычного белоруса не какой-то смертельный грех. Помочь продвинуться своему родственнику или другу, получить привилегии во время распределения заказов в бизнесе, задобрить каких-то проверяющих подарками или походом в ресторан - все это достаточно ординарные явления жизни, которые многими не воспринимаются как проявление коррупции. Без этого, считают предприниматели, невозможно решать проблемы. Я уже не говорю про подарки врачам или учителям, или расплате с гаишниками без документов. Все это воспринимается фактически как должное. В массовом сознании, как мне кажется, Беларусь воспринимается как среднекоррумпированная страна. С одной стороны, люди знают о фактах коррупции, и понимают, что она есть. С другой, наши люди склонны считать, что белорусы - более честные люди, более справедливые, поэтому в целом считается, что уровень коррупции просто априори не может быть слишком высоким.
Лукашук: Я процитирую The Wall Street Journal: «Коррупция развивается, когда общество закрытое, нет контроля над властью, нет наказания за дачу и получение взятки». Юрий - это описание России, которая за год опустилась со 146-го на 154-е место, став самой коррумпированной страной в Европе. В чем отличие от Беларуси?
Дракохруст: Это объяснение правильное, вообще говоря, в среднем свободные, открытые общества менее коррумпированы. Но вот в нынешнем рейтинге Transparency International Беларусь на 127-ом месте, а на 134-ом, то есть худшем месте - Украина, государство, где проводятся конкурентные выборы, где печать свободна и общество гораздо более открытое. 134-е место делит с Украиной Азербайджан - авторитарное, закрытое общество. Что касается России, то ее склонность к коррупции объясняется, на мой взгляд, еще и ее нефтяным проклятием. Почти все страны, обладающие ресурсами нефти и газа - довольно низко находятся в рейтинге восприятия коррупции. Если государство живет преимущественно из ресурсной ренты, ее разделение порождает коррупционные явления, неизвестные странам, которые ресурсного богатства лишены. Возвращаясь к формулировке WSJ, следует добавить, что в Беларуси достаточно распространены наказания за коррупцию - мы постоянно слышим об арестах чиновников и хозяйственников. В России это случается гораздо реже, что влияет на восприятие коррупции. А я напомню, что именно восприятие, а не коррупцию как таковую измеряет индекс Transparency International.
Лукашук: Закончился один из самых интересных этапов избирательной кампании - сбор подписей за кандидатов. Он длился месяц, дольше, кстати, чем время, которое будет отведено на избирательную кампанию. Этот этап принес определенные сюрпризы. Еще в начале кампании многие эксперты предсказывали, что кроме действующего президента заветные 100 тысяч подписей соберут 2-3 кандидата. Уже в середине этой недели о том, что они преодолели этот барьер, сообщили более 10 кандидатов. Юрий, чем отличается этап сбора подписей нынешней избирательной кампании с соответствующего этапа предыдущих кампаний?
Дракохруст: Отличается существенно. Напомню, в 2001 году подписи собирали команды 18 кандидатов, но только четверо смогли преодолеть барьер в 100 тысяч: Гайдукевич, Гончарик, Домаш и Лукашенко. Тогда, кстати, результаты сбора подписей за Лукашенко были довольно скромными - около 400 тысяч. По данным Центризбиркома, тогда 100 тысяч подписей не сумели собрать такие известные в стране политики, как Зенон Позняк, Сергей Калякин, Леонид Синицын. Участник нынешней кампании Виктор Терещенко тогда собрал лишь 62 тысячи подписей. А в этом году рубеж в 100 тысяч оказалась доступным не только ему, но и многим другим кандидатам, в том числе и такому малоизвестному, как витебский предприниматель Владимир Провальский. Правда, это пока по их словам. Как в старом анекдоте про старика, который жаловался доктору, что может с женой раз в неделю, а его сосед-одногодок говорит, что может ежедневно. «Так и вы говорите», - посоветовал мудрый доктор. Не исключено, что некоторые из кандидатов этой мудростью и руководствуются. Но выглядит, что в этом году кампания сбора подписей действительно проходила более активно и живо. Действительно, на пикетах некоторых кандидатов стояли даже очереди. Правда, основное количество подписей обеспечивал обход квартир, но ситуация на пикетах - показатель. Может, это больше присуще Минску, но изменения в избирательном законодательстве отменили норму, согласно которой подписи должны быть собраны равномерно по стране. Можно собрать и в одном Минске, где живет каждый пятый избиратель.
Лукашук: Виталий, а какие особенности этого этапа избирательной кампании отметили бы вы? Что вас поразило? На ваш взгляд, в чем причины того, что так много кандидатов относительно легко, по их словам, собрали 100 тысяч подписей, что было неподъемным для многих известных политиков во время прошлых кампаний?
Цыганков: Я бы не сказал, кстати, что это так легко. Ведь помимо Некляева остальные оппозиционные кандидаты, которые, возможно, будут зарегистрированы, собрали подписи, фактически балансируя на грани заветной цифры. А главная причина, это довольно либеральные условия кампании. Никто не гоняет сборщиков подписей, они могут стоять фактически во всех местах. Нет традиционной для выборов кампании запугивания политических активистов, фактически мы не слышим про массовые увольнения с работы и посадки на сутки. К тому же у некоторых кандидатов есть неплохие финансовые ресурсы, что позволило им привлечь к кампании новых людей, расширило традиционный круг политических активистов, участвующих в таких кампаниях.
Лукашук: Короткий вопрос - о дисквалификации. На ваш взгляд, сколько кандидатов в президенты зарегистрирует на этот раз ЦИК?
Цыганков: Власть зарегистрирует Терещенко, так как он спарринг-партнер, а также Некляева, Романчука, Санникова, Костусева, Михалевича, так как, помимо любых других мотивов, вряд ли будут основания не регистрировать этих кандидатов. На этих политиков работают довольно опытные и профессиональные команды, и, думаю, количество ошибок в собранных ими подписях будет объективно минимальным. К тому же нерегистрация любого из этих теперь уже довольно известных политиков будет однозначно воспринято как заметный скандал, что, как кажется, власти не очень нужно. Так что семь вместе с Лукашенко. По поводу дисквалификации - возможен вариант, когда Лукашенко снимет Некляева, но это будет конфликтный сценарий выборов. Пока власть выбрала другой, так называемый либеральный сценарий, но может и такое случится, что пойдет на другой.
Максимюк: На подобный вопрос мне пришлось недавно отвечать в статье для белостокского «Журнала», который попросил меня сделать анализ предвыборной ситуации в Беларуси. Я ответил, что зарегистрируют 6-7 кандидатов. Так что здесь приходится повторять тот же самый прогноз.
Дракохруст: Мне кажется, что все одиннадцать. Все же Ермошина (председатель ЦИК РБ) не зря говорила: «За уши тянуть будем». Это соответствует плану властей превратить выборы в цирк, чтобы аутсайдеры создавали впечатление бессмысленной возни и топили фаворитов. А к тому же это и картинка для Европы с ее планами - вон какой разгул демократии в Беларуси, кандидаты на любой вкус.
Лукашук: В начале недели Совет Евросоюза решил вопрос с визовыми санкциями в отношении белорусских членов правительства. В третий раз было продлено существующее положение: санкции в отношении 41 лица продлены еще на год, одновременно на те же 12 месяцев они заморожены в отношении 36 из них, в том числе и в отношении главы Беларуси Александра Лукашенко. Санкции действуют в отношении 5 лиц: председателя ЦИК Лидии Ермошиной и тех бывших госчиновников, которых Евросоюз подозревает в причастности к похищению политических оппонентов - Владимира Наумова, Юрия Сивакова, Дмитрия Павличенко и Виктора Шеймана.
Что означает это решение, какой сигнал Евросоюз посылает Беларуси? Ян…
Максимюк: В вопросе визовых санкций против белорусских госслужащих уже несколько лет наблюдается стремление Евросоюза сохранить равновесие между двумя сигналами из Брюсселя. Первый сигнал такой: если в Минске будут настоящие подвижки в сторону демократизации, санкции будут сняты вообще и можно будет вернуться к нормальным отношениям. Этот сигнал зашифрован в решении заморозить санкции в отношении 36 служащих. А второй сигнал такой: рано или поздно Минску все же придется некоторые вещи подтянуть к европейским стандартам, и здесь компромиссов не будет. Этот сигнал зашифрован в решении продлить санкции в отношении госпожи Ермошиной, которая здесь выступает символом недемократической избирательной системы в стране, и против лиц, подозреваемых в причастности к похищению политических оппонентов власти. Вообще решение Евросоюза о санкциях было ожидаемое. Все интересующиеся ситуацией в Беларуси сейчас ждут, как пройдут выборы.
Лукашук: Виталий, а как это решение Евросоюза было воспринято в Беларуси, как реагировали на него власть и оппозиция, в чьих руках это козырь нынешней избирательной кампании?
Цыганков: Что удивительно, в отличие от прежних лет на этот раз реакция была довольно вялой. Пресс-секретарь МИД Савиных выразил стандартный набор белорусской власти: мол, отношение Беларуси к этому решение двойственное, решение неправильное, но официальный Минск приветствует намерение продолжить развитие взаимодействия с Беларусью, в том числе на высшем уровне. Но не очень реагировала и оппозиция, поскольку решение ожидаемое, есть сохранение статус-кво. Это продолжение той политики Евросоюза в отношении Беларуси, которая началась в 2008 году. Это политика диалога, присоединения Беларуси к «Восточному партнерству». Критиковать оппозиция не хотела бы, а хвалить здесь особенно нечего. Ну, вот Александр Милинкевич в нашем эфире сказал, что решение нормальное, потому что он выступает за продолжение диалога официального Минска с Европой. Вот тут у Брюсселя видно отсутствие даже бывшего уровня интереса к Беларуси. И выборы не подняли интереса. Сохранение статус-кво устраивает Брюссель.
Лукашук: Насколько на решение Совета Евросоюза повлиял конфликт между официальным Минском и Кремлем, который тянется уже несколько месяцев? Юрий, как вы полагаете?
Дракохруст: В определенной степени, я думаю, повлиял. Как сказал в интервью нашему радио евродепутат Юстас Палецкис, на этот раз именно из-за белорусско-российского конфликта при обсуждении совсем не было голосов, которые призывали бы усилить санкции, отменить «заморозку», не пускать в Европу не 5, а все 41 фигуранта «черного списка». И действительно, в нынешнем контексте, если бы санкции стали более жесткими, это означало бы, что Европа отдает Лукашенко на расправу Москве, или как минимум - наличие сделки между Москвой и Брюсселем относительно Беларуси. И наоборот, если бы их именно сейчас полностью упразднили, то это было бы сигналом, что Европа рассматривает ситуацию в Беларуси, как геополитическую игру с нулевой суммой: все, что проиграет Россия, есть выигрыш Евросоюза и наоборот. Ну а принятым решением Брюссель оставляет себе свободу политического маневра: дает понять Минску, что двери для сближения открыты, но сближение не означает закрывания глаз на все особенности внутренней белорусской политики. А Москве дается сигнал, что ЕС будет вести свою партию в Беларуси.
Лукашук: Решение Совета Евросоюза по поводу санкций было ожидаемым. Но неожиданной стала информация, появившаяся на этой неделе, о том, что Еврокомиссия разработала пятилетний план сотрудничества с Беларусью. Впервые после присоединения Беларуси к «Восточному партнерству» Евросоюз выступает с новой концептуальной инициативой относительно Беларуси. В чем ее суть, и случайно ли, что она появилась в разгар избирательной кампании в Беларуси?
Дракохруст: Это довольно важный документ. Его содержание пока не обнародуется, дискуссия в Евросоюзе по нему состоится в ноябре. По тем сведениям, которые удалось получить, речь идет об очень конкретных проектах в самых различных областях - энергетика, транспорт, правовая система, но также и политическая реформа. Однако до реализации этих предложений еще далеко, по своему характеру это не ультиматум, мол, делайте то, получите это, а предложения, которые должны еще быть согласованы с официальным Минском. Время появления информации о новом плане сотрудничества может сыграть двойственную роль. Хотя там не указано, что эта программа сотрудничества именно с Лукашенко на следующие 5 лет, но, по мнению некоторых, в Европе уже смирились с тем, что действующий глава Беларуси сохранит свой пост, и дело придется иметь именно с ним. Но можно посмотреть и иначе. И в самом документе, и в заявлении Совета Евросоюза на этой неделе отмечено, что ход президентских выборов в Беларуси будет иметь существенное значение для дальнейшего сотрудничества между Беларусью и ЕС. Это может иметь значение для того, чтобы выборы прошли более-менее прилично, не исключено, что вольница во время сбора подписей, это по умолчанию такой ответ на пожелания Европы. Различных планов было много, не исключено, что и новые предложения Еврокомиссии постигнет судьба их предшественников, в частности, «Восточного партнерства». Но в любом случае появление этого плана - конкретный ответ Европы на белорусско-российский конфликт, свидетельство того, что Евросоюз пытается наладить отношения с неудобным белорусским партнером.
Лукашук: Иван, а как вы оцениваете появление этого документа?
Максимюк: Разумеется, судя лишь по сведениям о том, что какой-то план появился в черновом варианте и будет обсуждаться в Брюсселе, трудно сказать что-то умное по поводу его практического значения. Как говорят, чтобы танцевать танго, нужны два человека. Так и здесь. Голос Минска по поводу такого плана или «дорожной карты» будет, по-моему, решающий. А чтобы услышать этот голос, надо еще подождать. Мне вспоминается, сколько разных планов и «дорожных карт» возникало в Брюсселе относительно Украины, когда ею руководил Виктор Ющенко. И многие документы подписывались для исполнения обеими сторонами. Но пришел Виктор Янукович, и все планы Ющенко постепенно забыли, а Янукович начал сочинять с Брюсселем свои планы и «дорожные карты». Здесь подобная ситуация тоже может быть. Брюссель напишет какое-то предложение сотрудничества и утвердит ее, а Александр Григорьевич почитает ее и скажет, что ему там что-то не нравится, или все не понравится. Такой возможности, что ему все может понравиться, я не допускаю.
Лукашук: А теперь один вопрос всем трем экспертам - об итогах избирательной недели. Какое событие избирательной кампании последней недели вам показалась особенно важным?
Максимюк: Сообщение, что аж 11 человек собрали более 100 тысяч подписей, необходимых для регистрации президентским кандидатом на выборах. Если это окажется правдой, и этих людей зарегистрируют, можно будет сказать, что в Беларуси в общественных настроениях что-то действительно тронулось с места.
Дракохруст: Безусловно, парад стотысячников. Кто из них в ответ на призыв Некляева говорит правду, а кто не совсем, кто играет по сценарию властей, а кто нет - ответить мог разве что осьминог Пауль, который скончался на этой неделе. Но, кажется, этот парад открывает возможности совершенно новой избирательной ситуации, которой еще не было в новейшей белорусской истории.
Перевод: Светлана Тиванова