КИЕВ. Прошло уже две недели после того, как избиратели пришли на избирательные участки, чтобы отдать свои голоса в ходе важных для страны парламентских выборов, а будущее Киргизии по-прежнему туманно. Региональные аналитики предупреждают, что отголоски киргизского политического эксперимента могут услышать многие, причем далеко за пределами этой крошечной среднеазиатской страны.
Киргизия остается в подвешенном состоянии. Центральная избирательная комиссия страны еще не опубликовала окончательные результаты прошедших 10 октября выборов. Пока пять партий перешагнули 5-процентный рубеж, позволяющий им занять места в парламенте.
Но сторонники партии "Бутун Кыргызстан", где сильны этнические киргизские настроения, регулярно устраивают протесты, требуя, чтобы их тоже пустили в парламент. ЦИК в настоящее время пересчитывает результаты голосования на нескольких избирательных участках, что в конечном итоге может привести к изменениям в распределении мест в парламенте.
Тем временем, в выходные дни на свой митинг в Бишкеке собралась немногочисленная, но очень эмоциональная группа демонстрантов из другой националистической партии – "Ата-Журт" (пресса сообщает о нескольких сотнях участников). "Ата-Журт" в ходе выборов заняла первое место и должна получить 28 мандатов в 120-местном киргизском парламенте. Лидер "Ата-Журт" Камчибек Ташиев заявил, что глава службы безопасности страны Кенешбек Душебаев подослал к нему вооруженных людей, чтобы те убили его. Цель таких действий – ввести в стране чрезвычайное положение и отменить результаты выборов.
"Они ворвались как бандиты", - сказал Ташиев, заявивший, что вооруженные нападавшие вступили в драку с охраной в его доме на окраине Бишкека. Душебаев, со своей стороны, отвергает эти обвинения и обещает провести тщательное расследование.
Эти события подчеркивают крайнюю неустойчивость политической ситуации в бывшей советской республике Киргизии, расположенной неподалеку от Китая и разместившей на своей территории американскую и российскую военно-воздушные базы. В апреле этого года толпы людей вступили в сражение с правительственными силами и заставили бежать из страны самовластного руководителя Киргизии Курманбека Бакиева. А в июне вспыхнули межэтнические столкновения между киргизами и узбеками, в результате чего погибло огромное количество людей, и были разрушены тысячи домов.
Нанося удар по процессу стабилизации своей неспокойной страны, президент переходного периода Роза Отунбаева решила сделать нечто неслыханное в бывшей коммунистической Средней Азии. Она укрепляет демократию в Киргизии, а не ослабляет ее.
Средняя Азия это то место, где важнейшие общественные проблемы решаются железным авторитарным кулаком. Отунбаева отказалась от такого варианта. Вместо этого она ввела этим летом новую конституцию, которая дает стране политические свободы и открытость, а также устанавливает парламентскую демократию.
Если Отунбаева потерпит неудачу, хаос в Киргизии может усилиться; а ударная волна, создаваемая политическими взрывами в этой стране, распространится по всему региону. Но есть и другой вариант: если она добьется успеха, киргизский пример представительной демократии вызовет дрожь у соседних авторитарных государств.
"Несомненно, региональные ставки очень высоки, - заявил по телефону доцент кафедры международных отношений и внешней политики из Барнард-колледжа Александр Кули (Alexander Cooley), - если Киргизия докажет, что демократия у нее в стране работает, то вновь возникнет вопрос о политической либерализации в Средней Азии".
Иными словами, соседи Киргизии надеются на то, что ее представительная демократия потерпит неудачу – или, по крайней мере, что ей на смену придет более авторитарная форма правления. Руководителям Казахстана Нурсултану Назарбаеву и Узбекистана Исламу Каримову очень хотелось бы похвастаться превосходством их собственных политических систем.
И речь здесь идет не только о так называемых "Станах". Похоже, Россия также надеется, что киргизский эксперимент удастся не полностью. Российский президент Дмитрий Медведев сказал в прошлом месяце, что для Киргизии, как и для России, "парламентская демократия это катастрофа". Сразу после выборов четыре лидера прошедших в парламент партий поспешили в Москву для проведения консультаций.
"Те люди, с которыми я разговаривал [в Киргизии], отмечают, что Россия оказывает мощное давление, заявляя, что "это неправильно для Средней Азии", - сказал Кули, - также сильный нажим оказывают казахи, потому что они напуганы".
В то же время, никто из соседей не хочет, чтобы Киргизия потерпела полный провал, превратившись в региональную черную дыру и став инкубатором для политического и религиозного экстремизма. К сожалению, такая возможность в этой маленькой горной стране какое-то время сохранится.
"Проблема в том, что Киргизия находится на грани развала, - говорит Кули, - я очень хочу, чтобы Киргизия добилась успеха, но многое там против нее".