- Комиссия ООН по борьбе с расизмом и дискриминацией призвала ввести русский язык в работу самоуправлений Эстонии. Эстонская общественность высказывается об этом с недоумением и даже с возмущением. Какова реакция правительства Эстонии?
- Правительство Эстонии прокомментировало эти рекомендации. В докладе упомянутого комитета ООН сделан вывод, что процесс интеграции в стране в целом развивается позитивно, и комитет сделал примерно десять рекомендаций. Одна из них заключается в том, чтобы в Эстонии была рассмотрена возможность позволить жителям обращаться в самоуправления также на других языках, не только на государственном языке, но и, к примеру, по-русски. Однако не было рекомендации ввести в государстве еще какой-то другой официальный язык или предоставить права государственного языка еще какому-либо другому языку, как это кое-где прозвучало. Но мне непонятно, почему Эстонии рекомендуют рассмотреть возможность разрешить жителям обращаться в самоуправления и на других языках, поскольку в повседневной практике это уже происходит. Жители, если желают, могут обращаться в самоуправления по-русски или на каком-либо другом языке. В Законе о государственном языке Эстонии четко определено, что две стороны – клиент и тот, кто оказывает услуги, - могут общаться на каком-либо другом языке, если обе стороны с этим согласны. Эта норма не создает проблем в повседневной жизни. В этой связи мой краткий ответ на эту рекомендацию комитета ООН таков: так уже происходит в жизни.
- В политическом пространстве эта рекомендация ООН все же прозвучала как жесткий совет. Не видите ли вы за этим какие-то другие интересы, возможно, иностранного государства?
- Нет. Каждый год государство получает ряд различных рекомендаций и докладов от различных международных организаций. Что делать: чтобы их считали серьезными организациями, им волей-неволей приходится выступать с докладами и различными рекомендациями. Однако я не настолько параноичен, чтобы усматривать за этими докладами какую-то мохнатую лапу. По-моему, в различных группах экспертов могут быть также люди, которые не очень хорошо информированы о конкретной ситуации. Хотя перед этим докладом были совещания между докладчиками, рабочей группой и представителями МИДа Эстонии. Несмотря на это, иногда поступают кое-какие «интересные» советы.
- «Интересные» советы от докладчиков определенных международных организаций получила также Латвия.
- Наверное, до тех пор, пока будет продолжаться процесс интеграции, они будут поступать и в дальнейшем.
- Распределение должностей в Европейской службе внешнеполитической деятельности доказало, что позиции новых членов ЕС не так сильны, как нам это хотелось бы видеть. Латвии и Эстонии не удалось получить ни одну из должностей послов. Какие выводы нужно сделать странам Балтии?
- Выводов пока нет, поскольку этот процесс распределения должностей еще только в начальной стадии. Создание Службы внешнеполитической деятельности ЕС и заполнение всех должностей продлится четыре года, и сейчас распределена лишь первая группа должностей. После этого первого раунда слишком рано чувствовать себя недовольными и негативно настроенными. Но, конечно, мы должны откровенно говорить, что мы об этом думаем. Однозначно ясно, что должности должны получить лучшие профессионалы, но нельзя игнорировать и региональный принцип распределения должностей. Тем, кто принимает решения в Брюсселе, следовало бы понять, что это не наша - постсоветских стран-участниц – вина, что у нас не так много опытных работников с красивыми CV, как у западных стран. Потому что из-за советской оккупации наши службы внешних дел могли развиваться менее двадцати лет, и у нас просто не было возможности во внешнеполитических службах приобрести такой большой опыт, работая в различных уголках мира. Этот аргумент нужно четко выложить на стол. Но пессимизм наверняка не поможет.
- Прозвучало, что странам Балтии не повезло из-за слабого лоббирования.
- Нет, это не правда. Что означает – лоббирование? Когда оценивают CV конкретных лиц, то, к сожалению, очевиден факт, что в сравнении с представителями западных стран, у наших опыт – в особенности в регионах за пределами ЕС – меньше. И это препятствие для получения должностей. Но мы должны сказать Брюсселю: если мы хотим получить сильную Службу внешнеполитической деятельности ЕС, то все страны-участницы должны чувствовать, что отношение к ним равное.
- В Латвии идут дискуссии о «перезагрузке» отношений между США и Россией. Оказала ли она, по-вашему, позитивное влияние на отношения стран Балтии и России, как зачастую утверждается?
- У «перезагрузки» прямого влияния на отношения стран Балтии и России нет. Одно дело, что стороны могут выступать с красивыми заявлениями, но намного серьезнее о чем-либо свидетельствует то, что в действительности происходит. Разумеется, можно почувствовать, что атмосфера между США и Россией, а также Россией и НАТО, Россией и ЕС стала намного лучше, чем она была полтора-два года назад. Латвия, Литва и Эстония - страны-члены НАТО и ЕС, поэтому отношения ЕС и НАТО с Россией влияют также и на нас. Но за этот период позитивного поворота в отношениях стран Балтии и России не было, единственно атмосфера отношений улучшилась. Нужно надеяться на позитивное развитие отношений в будущем.
- Русский Newsweek сообщал о планах России изменить стратегию в отношении стран Балтии и об интересе к приобретению стратегических предприятий. С одной стороны, страны Балтии заинтересованы в зарубежных инвестициях, с другой – можно ли такую политику оставлять без внимания? В Латвии мы наблюдаем агрессивные попытки перенять Latvijas finieris.
- В Эстонии это не проблема. Во-первых, в Эстонии не заметно увеличения российских инвестиций. Во-вторых, в любом государстве есть какие-то определенные стратегические сферы, например, энергетика, и Эстония не планирует продавать доли в энергетических или каких-либо других предприятиях государства стратегического значения. В-третьих, если российские предприниматели хотят инвестировать в другие секторы экономики, например, купить какой-нибудь магазин в Эстонии, то – добро пожаловать! Кому это мешает? В этом смысле нам, балтийцам, нужно быть более уверенными в себе и делать то, что признаем правильным. Если не хотим что-то продавать, то не продадим!
С другой стороны, почему российские предприниматели хотят инвестировать в Балтию? Потому что хотят получить прибыль, хотят развивать предпринимательскую деятельность в юридическом пространстве ЕС. А это значит, что не в интересах их бизнеса менять правовое и юридическое регулирование в пространстве ЕС, потому что это может повредить интересам их бизнеса. В противном случае они могли бы инвестировать в России или в других местах за пределами ЕС.
- Недавно два российских бомбардировщика приблизились к воздушному пространству Латвии и на призывы идентифицировать себя не ответили, поэтому в воздух были вынуждены подняться истребители НАТО. Во-вторых, недавно состоялась встреча Ангелы Меркель, Николя Саркози и Дмитрия Медведева, во время которой Саркози подчеркнул, что «Россия и ЕС должны сотрудничать, чтобы к 2025 году создать общее пространство в области экономики, безопасности и безвизовое пространство». Находятся ли, по-вашему, эти позитивные предложения по формированию сотрудничества со стороны ЕС и НАТО в адрес России в равновесии с ее агрессивными, недружественными действиями против определенных государств? К тому же, не нужно забывать и грузинскую войну.
- Я еще раз хочу повторить: мы должны стать более уверенными в себе. И иногда – менее чувствительными к тому, что говорят и делают какие-либо представители России. Эстония, Латвия и Литва – страны-члены ЕС и НАТО, и у нас есть основание быть более уверенными в себе. Во-вторых, в наших интересах, чтобы атмосфера и отношения между Россией и НАТО и ЕС стали лучше. Но наши партнеры по НАТО и ЕС не должны закрывать глаза на неприятные вещи. Самая лучшая лакмусовая бумажка для выяснения истины - это практика, реальные дела. Да, мы должны стараться содействовать отношениям России с ЕС и НАТО, но в то же время не нужно забывать о реальном развитии событий. Инцидент с российскими самолетами не сочетается с идеей о формировании лучшей политической атмосферы, однако нам нужно идти вперед. Не думаю, что и западноевропейским странам будет легко в повышении уровня доверия в отношениях с Россией. Но в то же время я не вижу ни одного другого хорошего варианта.
Мы должны говорить о существующих проблемах в отношениях с Россией, стараться их решать. Например, упомянутый вами инцидент с самолетами или длинные очереди автомашин на границе между ЕС и Россией. В отношениях с Россией вперед нужно идти шаг за шагом, а не большими скачками – по меньшей мере, на данном этапе отношений.
- Складывается впечатление, что в отношения крупных государств ЕС с Россией вкрадывается немного излишнего мышления пожеланий.
- Может быть, некоторые политики действительно слишком идеалистически настроены, однако, по-моему, общий настрой министров иностранных дел стран-членов ЕС реалистичный. Они очень хорошо знают, что такое Россия, помнят российско-грузинскую войну, и мы видим также, что в России время от времени происходят довольно странные вещи… Однако в наших интересах формировать межгосударственные отношения, это не легко и требует времени.
Перевод: Лариса Дереча