Незадолго до окончания своих президентских полномочий, в январе 2008 года, Владимир Путин посетил с государственным визитом Болгарию для подписания того, что болгарский президент Георгий Пырванов назвал «Большим шлемом» энергетических соглашений: речь тогда шла о контрактах на строительство атомной электростанции в Белене, газопровода «Южный поток» и нефтепровода Бургас-Александруполис.
Менее чем через два года премьер-министр Путин собирается вернуться в Софию и попытаться спасти как можно больше из этого наследия.
Путин посетит Болгарию 13 ноября и встретится со своим коллегой Бойко Борисовым. Аналитики предсказывают, что российский премьер-министр сможет сохранить основные позиции в двух крупных проектах, тогда как ожидается лишь короткое обсуждение - если вообще об этом зайдет речь – трубопровода Бургас-Александруполис, так как Болгария недовольна экологическими вопросами, связанными с этим проектом.
Однако другие два проекта являются исключительно важными для Москвы: Белене может стать первой российской атомной электростанцией, построенной на территории Европейского Союза. Россия надеется, что это откроет для нее в будущем новые возможности на континенте, где к атомной энергии вновь возник интерес. Что касается «Южного потока», то он призван предотвратить возможное понижение значимости России как ключевого поставщика природного газа для Евросоюза, а также предоставить в распоряжение Москвы еще один рычаг давления в случае будущих споров с Украиной по поводу транзита российского газа.
Накануне этого визита Путин и Борисов три раза говорили по телефону в течение трех недель. Об этом сообщают как в Софии, так и в Москве. Персональная дипломатия Путина, кажется, принесла желаемый результат – после прихода к власти в 2009 году Борисов не захотел однозначно связать Болгарию обязательствами относительно какого-либо из этих трех проектов, но и открыто не отказывался от них. Тем не менее сейчас он готов придать новый импульс Белене и «Южному потоку».
Путин и Борисов, как ожидается, подпишут соглашение от имени Газпрома и «Болгарского энергетического холдинга» о создании совместного предприятия, которое будет строить, а затем и эксплуатировать болгарский участок «Южного потока», и резолюцию по этому вопросу болгарский кабинет министров одобрил 10 ноября.
Выступая в начале ноября, Борисов заявил, что он хотел бы видеть официальное содействие со стороны Москвы болгарскому экспорту в Россию, и это породило спекуляции о том, что эти два вопроса могут быть связаны.
Болгарский министр экономики и энергетики Трайчо Трайков, выступая перед журналистами после заседания кабинета 10 ноября, отказался быть втянутым в обсуждение этого вопроса: «Вам нужно будет спросить двух премьер-министров о том, будет ли дипломатически связан контракт с Газпромом с будущим торговым оборотом».
Что касается Белене, то в некоторых сообщениях местных средств массовой информации говорится о том, что на встрече с Путиным Борисов в конце концов даст окончательный ответ о том, планирует ли Болгария продолжать работу над этим проектом, или она откажется от него.
Сербия официально подтвердила свою заинтересованность в приобретении небольшого пакета акций, тогда как Хорватия отклонила эту возможность за несколько дней до визита Путина. Что касается Болгарии, то она не продвигается вперед уже в течение нескольких месяцев в вопросе о выборе возможного финансового консультанта, который бы вновь оценил жизнеспособность этого проекта.