Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русская ностальгия

© коллаж ИноСМИ"Красное изобилие": уроки советской мечты
Красное изобилие: уроки советской мечты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ностальгия по имперскому прошлому продолжает жить в российском обществе. 66% российских граждан испытывают ностальгию по СССР, но не по коммунистической идеологии, а по статусу великой державы, по имперскому высокомерию в отношении соседних государств, по ощущению метрополии, повелевавшей своими окраинами.

Ностальгические воспоминания – это частицы истории, но не сама история. Они помогают нам понять прошлое и настоящее. Это воспоминания о том, что произошло, о том, чем мы были или возможно хотели стать. В определенных случаях ностальгические воспоминания могут быть отрицательными, как, например, в случае современной России. Есть чувство ностальгии по империи, по былому величию (относительному) метрополии. Хотя это отнюдь не означает, что на всех углах звучат требования восстановить монархический строй и возвести на престол нового царя.

Говорят о восстановлении прежних границ, о том, чтобы указывать, что должны делать Киев, Тбилиси или Ташкент. Сейчас популярностью в стране пользуется песня под названием «Сделано в СССР», припевом которой являются слова «мы сделаны в Советском Союзе». Ее автор и исполнитель – известный певец Олег Газманов, пользовавшийся успехом во времена перестройки со своими песнями “Перемены”, в которых он просил «свежего ветра». Эти песни звучали во время митингов той поры, и студенческих акций, как бы обосновывая необходимость углубления процесса реформ.

Теперь Газманов стал культовой фигурой российской культуры, а его песни используют  русские националисты. Его призыв к тому, чтобы Украина, Молдавия и прибалтийские республики вновь стали частью его страны, не имеет ничего общего с устремлениями украинцев, молдаван, литовцев, латышей и эстонцев. Но и этого ему мало. Автор требует вернуть обратно Казахстан, Закавказье (Грузию, Армению, Азербайджан). Государство для него – это Иосиф Сталин, Владимир Ленин, Юрий Гагарин, Александр Пушкин и царская семья Романовых. И это справедливо, поскольку их нельзя убрать из анналов истории России. Вопрос заключается в том, чтобы найти соответствующее место для этих исторических персонажей, поскольку тот, кого воспринимают как героя России, отнюдь не обязательно является таковым для казахов или белорусов.

Эта ностальгия по имперскому прошлому продолжает жить в российском обществе. В ходе опроса общественного мнения, проведенного несколько лет тому назад, 66% российских граждан заявили о том, что испытывают ностальгию по СССР, но не по коммунистической идеологии, а по статусу великой державы, по имперскому высокомерию в отношении соседних государств, по ощущению метрополии, повелевавшей своими окраинами.

А российской политической верхушке весьма по душе эти символы советской и царской империи. Они позволяют им удерживать авторитарное, националистическое и недемократичное государство. Или хотя бы демократию в дом виде, который в Кремле любят называть «суверенная демократия», но чисто в русской трактовке.
Бюсты, фото, памятные доски установлены на площадях, проспектах, станциях метро, мелодия советского гимна звучит во время парадов и шествий.

С приходом к власти Путина в 2000 году в качестве государственного гимна был принят гимн бывшего Советского Союза с небольшими изменениями в тексте. В воинских частях начался процесс замены знамен с серпом и молотом и разработки новых, которые напоминали бы о славном боевом прошлом Российской Империи. С двуглавым орлом и черно-желтым цветом. Вокруг личности последнего царя по-прежнему ведется много споров. Гораздо больше, чем велось при его жизни.

Офицеры Федеральной Службы Безопасности (ФСБ) сейчас перешли на форму черного цвета. Раньше она мало чем отличалась от армейской темно-зеленого цвета. Черный цвет выбран в память об отборных войсках под командованием генерала Сергея Маркова, одного из основателей Белого движения, чьи офицеры носили черную форму.


В ноябрьском номере журнала Smithsonian рассказывается о том, как россияне пытаются понять причины зверского расстрела царской семьи и их слуг в июне 1918 года. Ностальгия россиян также ощущается в желании увидеть у себя в стране лидера, подобного Франсиско Франко, который смог бы создать основы для восстановления монархического строя в России.

Что касается личности последнего царя, то следует отметить, что зачастую ни правительство, ни Русская Православная Церковь не оказывают должной помощи в расследовании и осознании причин той страшной трагедии. Когда в июле 1998 года тогдашний президент России Борис Ельцин присутствовал на церемонии захоронения останков царской семьи в Санкт-Петербурге, Патриарх Московский и Всея Руси отказался на ней присутствовать. Монархическое движение в стране не представляет собой политического течения, сторонники его весьма немногочисленны. Однако можно было бы придти к положительному политическому решению, если воспользоваться опытом Испании и Великобритании. Эти государства отказались от своих колониальных владений, корона осталась символом государства, а в этих странах утвердились демократические принципы. В России же до сих пор продолжают искать путь в будущее, но слишком часто смотрят в прошлое.