Контролируемая стабильность, столь лелеемая властями постсоветских государств, уверенно марширует по странам СНГ. На этот раз — в Азербайджане, где в минувшее воскресенье прошли парламентские выборы: «Ени Азербайджан» («Единый Азербайджан») вновь подтвердил свой статус правящей партии, получив в милли меджлисе, по предварительным данным, 72 места из 125. Одно из них у жены президента Мехрибан Алиевой. Остальные места заняли беспартийные и представители десяти проправительственных партий. От оппозиции в новом парламенте только один представитель — лидер партии «Умид» («Надежда») Игбал Агазаде, занявший на президентских выборах 2008-го второе место.
В нынешний парламент не прошли ни лидер «Народного фронта Азербайджана» Али Керимли, ни глава «Мусават» («Равенство») Иса Гамбар. Они уже обвинили власти в фальсификациях. Но хотя ряд наблюдателей от международных организаций заявили, что Азербайджан не смог обеспечить какой-либо прогресс в демократическом развитии, а американский госдеп прямо констатировал, что выборы не соответствовали международным стандартам, тем не менее мировое сообщество результаты голосования признало. Например, наблюдатели от ГУАМ, членом которой является Украина, как и наблюдатели от СНГ, отметили, что выборы организованы и проведены в соответствии с международными обязательствами и стандартами демократических выборов.
Правда, сегодня, замечает эксперт Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов, азербайджанским властям особо и не надо было фальсифицировать выборы: симпатии большинства жителей республики на стороне партии власти. Хотя уровень жизни в стране не удовлетворяет население, избиратели и далее готовы поддерживать Ильхама Алиева, олицетворяющего «Ени Азербайджан»: у себя на родине президент достаточно популярный политик. Тем более что ситуация в стране стабильна. А вот популярность оппозиции невысока. В том числе и потому, что многие до сих пор ассоциируют ее с проигрышем в карабахской войне, хаосом и нищетой девяностых. Все же у оппозиции, пусть даже и маргинализированной, есть свое постоянное число сторонников, готовых выйти на улицу поддержать своих лидеров.
Надо сказать, что, в отличие от предыдущих парламентских выборов, нынешние прошли очень спокойно, даже вяло. Оппозиция не проводила многотысячных митингов, а азербайджанцы не спешили на избирательные участки: на голосование пришло всего чуть более 50% имеющих право голоса. Подобная пассивность избирателей, в том числе и сторонников оппозиции, во многом объясняется успешной политикой Ильхама Алиева, сумевшего взять под контроль ситуацию в стране и в полной мере воспользоваться финансовыми плодами роста цен на энергоносители и транзитным положением Азербайджана, проводя политику энергетической независимости. В 2008 году страна с населением восемь миллионов человек получила от продажи нефти 20 млрд. долл.
Сухие цифры свидетельствуют, что Азербайджан?в последние годы лидирует среди стран СНГ по темпам экономического роста: в течение десяти лет экономика в среднем прибавляла по 13,6% ежегодно. В 2004 году рост ВВП составил 9,8%, 2005-м?— 26,4%, 2006-м?— 32,5%, 2007-м?— 25%, в 2008-м?— 10,8%, в 2009-м?— 9,3%. В 2006 году ВВП страны вырос до 20,4?млрд. долл. И если в 2008 году Баку экспортировал продукции на сумму в 47,7?млрд. долл., то экспорт углеводородов составил около 88,2%.
Эта же статистика говорит и том, что экономический кризис слабо сказался на Азербайджане, власть которого продолжает осуществлять социальные проекты и увеличивает расходы на содержание армии. А посещающие Азербайджан в последние годы замечают: так хорошо, как сейчас, Баку не выглядел даже во времена Советского Союза. Деньги от экспорта энергоносителей идут не только на благоустройство столицы, но постепенно направляются и на развитие периферии. Нефтедоллары дают Алиеву возможность снижать социальную напряженность в обществе и укреплять личную власть.
Президент сумел взять под свой контроль политическую ситуацию в стране, не допустив раскола политической элиты. Перелом, отмечает Сергей Данилов, как раз и наступил на предыдущих парламентских выборах в 2005-м. Тогда Ильхам Алиев отправил в отставку ряд министров, входивших в правительство еще при его отце Гейдаре Алиеве. Эти влиятельные чиновники способствовали победе Алиева-сына на президентских выборах 2003-го, рассчитывая управлять страной и при нем. После того как стало очевидно, что их надеждам не суждено сбыться, накануне парламентских выборов они решили поддержать оппозицию, сделав ставку на главу демократической партии Расула Гулиева. Ильхам Алиев пресек эти поползновения: некогда влиятельным чиновникам и бизнесменам были предъявлены обвинения в подготовке государственного переворота.
Сегодня можно утверждать, что Ильхам Алиев выстроил в стране полностью подконтрольную ему политическую конструкцию. Поправки к конституции, принятые на референдуме 2009-го, закрепили за азербайджанским президентом право избираться неограниченное количество раз. Прошедшие же парламентские выборы фактически установили в стране однопартийную систему. Впрочем, милли меджлис не имеет реальной силы в политической жизни страны. Нынче Азербайджан представляет собой авторитарное государство, в котором Ильхам Алиев — пожизненный президент. С таким положением смирились Соединенные Штаты и Европейский Союз, не говоря уже о России: нефть, большими запасами которой обладает Азербайджан, транзитное положение страны, вынуждает на многое закрывать глаза. В свою очередь и в Баку не обращают внимания на периодически звучащую критику в адрес азербайджанского руководства.
Но так ли устойчива эта политическая конструкция? Азербайджан имеет множество внутренних проблем. Нерешенными остаются вопросы о восстановлении территориальной целостности и проблема беженцев из Нагорного Карабаха. В стране происходит массовый наплыв в города страдающих от безработицы сельских жителей: эксперты даже употребляют словосочетание «взрывная урбанизация». Отмечается рост исламистских настроений и активность иранцев.
Это проблемы, которые необходимо срочно решать. В противном случае личная популярность Ильхама Алиева будет падать, а политическая конструкция перестанет быть устойчивой. Ведь нерешенность социально-экономических и политических проблем будет способствовать росту напряженности в стране, стабильность которой во многом зависит от нефтедолларов и способности президента контролировать спецслужбы, влиятельных политиков и бизнесменов. В этой ситуации ручной парламент очень удобен для принятия быстрых и нужных решений. Но он и не способен быть громоотводом для недовольных как из числа простых граждан, так и из политической элиты. А напряженность между различными группировками в самой партии власти означает усиление межклановых противоречий. Собственно говоря, они никогда и не утихали. А уж чтобы успешно решать эту проблему и в дальнейшем, Ильхаму Алиеву понадобится все его мастерство политического выживания.