Трехсторонняя встреча России, Китая и Индии началась в китайском городе Ухань 14 ноября, а завершиться должна сегодня. Во встрече принимали участие глава внешнеполитического ведомства Индии Соманахалли Малайа Кришна и министры иностранных дел Китая Ян Цзечи и России Сергей Лавров. Встреча прошла в очень благоприятной и позитивной атмосфере. Премьер-министр Манмохан Сингх встретился со своим китайским коллегой Вэнь Цзябао совсем недавно, в кулуарах саммита АТЭС в Ханое, и свободно и честно обменялся с ним мнениями по вопросам, имеющим значение для двусторонних отношений, в том числе и сложным. Встреча позволила создать позитивную атмосферу в отношениях между странами, которые несколько подпортились из-за таких неприятных инцидентов, как, например, выдача виз гражданам Индии из штата Джамму и Кашмир. Ранее — в сентябре — прошла встреча российского президента с его китайским коллегой в Пекине. Была ещё и встреча на саммите между премьер-министром Манмоханом Сингхом и президентом США Бараком Обамой в Дели 8 ноября. 12 ноября в кулуарах саммита «двадцатки» с Обамой встретился китайский президент Ху Цзиньтао. Все эти встречи на высшем уровне между главными задействованными лицами стали отличным преддверием уханьской трехсторонней встречи, потому что на эту новорожденную сущность США смотрели с некоторой подозрительностью.
Международная политическая обстановка меняется так быстро, что для усвоения геополитической динамики на постоянной и последовательной основе потребуется некоторая человеческая гениальность, так что региональные и субрегиональные объединения должны относиться к новым реалиям вдумчиво и творчески. Трехсторонний формат Индия — Китай — Россия находится на очень ранней стадии развития. Впервые это придумал бывший российский премьер-министр Евгений Примаков, и в российских СМИ это назвали «треугольником Примакова». Поначалу Китай и Индия не очень хотели, чтобы их ассоциировали с этим объединением, ибо их отношения с США были вполне удовлетворительными. Но сближение экономических интересов и насущная необходимость сотрудничества стала цементом, благодаря которому объединение стало рассматриваться правильным образом.
Именно в такой атмосфере прошел неформальный ланч между главами внешнеполитических ведомств Индии, Китая и России 14 сентября 2002 года, в кулуарах 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. На встрече не было никакой повестки дня, но было решено продолжить контакты в этом формате.
Первая в истории встреча на уровне глав внешнеполитических ведомств прошла в июне 2005 года во Владивостоке (Россия); она вызвала немалый интерес среди наблюдателей, и аналитики предположили, что у диалога может появиться и стратегический аспект. С тех пор главы внешнеполитических ведомств трех стран встречались по разным поводам десять раз, в том числе и в исключительно трехстороннем формате, и обменивались взглядами на взаимно интересующие их проблемы.
Последняя встреча прошла 25–26 октября 2009 года в Бангалоре, на ней присутствовали Кришна, Лавров и Ян Цзечи. В последнее время между странами наблюдалось значительное развитие синергетических отношений.
Важность трехсторонней инициативы можно объяснить тем, что Индия, Россия и Китай, будучи странами с растущим весом на международной арене, могут внести существенный вклад в борьбу за мир во всем мире, безопасность и стабильность. Все яснее становится, что именно сотрудничество, а не конфронтация должны стоять во главе угла при подходе к региональным и мировым делам.
На три страны в сумме приходится порядка сорока процентов 6,5-миллиардного населения мира. В этой связке нет военного аспекта, она нацелена на установление гармонии в мире и на облегчение взаимного сотрудничества в многополярном мире. В Индии, Китае и России наблюдается экономический рост и развитие, ранее никогда не наблюдавшиеся в этих странах. Похоже, что они могут в немалой степени помочь друг другу в росте и стать силой, с которой на международной арене необходимо будет считаться.
Владимир Путин, премьер-министр, требует, чтобы мир стал многополярным. Россия верит, что многосторонний дипломатический подход, основанный на международном праве, должен господствовать в региональных и мировых отношениях. В своей знаменитой мюнхенской речи Путин сказал, то «однополярный мир не материализовался, и в новой международной системе не один ведущий игрок, а несколько, и для управления мировыми отношениями необходимо их коллективное руководство». Далее он сказал, что подобная многополярность способствует созданию сети дипломатических отношений как лучшего способа достижения государствами своих общих целей.
Индия считает, что трехстороннее сотрудничество поможет обеспечить мир и развитие региону и всему миру. Россия тоже считает, что, раз все три страны поддерживают концепцию многополярного мира и часто занимают схожие позиции в многосторонних объединениях, они могут применить эту общую энергию для стимулирования собственного экономического развития.
Китай озвучивает такую точку зрения, что все три страны могут объединиться в целом ряде областей, в том числе в области торговли, энергетики, науки и техники, чтобы развивать стратегические отношения друг с другом. В этом контексте трехсторонние встречи становятся значимыми, потому что формат общения глав внешнеполитических ведомств позволяет обрисовывать конкретный план будущего сотрудничества.
Треугольник — это не пустые мечтания и не просто слова. У него есть потенциал развития и облегчения региональной безопасности и стабильности; кроме того, он предоставляет хорошую платформу для двусторонних встреч в кулуарах. В вопросе терроризма, который затрагивает все три страны, можно успешно сотрудничать и объединять усилия. Также можно вместе работать над ликвидацией последствий катастроф. Можно заметить в связи с этим, что в мае 2008 года, когда случилось мощнейшее землетрясение в провинции Сычуань, Индия и Россия предоставили пострадавшим от катастрофы районам ценную помощь. В документе, представленном на девятой китайско-индийско-российской трехсторонней академической конференции, прошедшей с 7 по 9 декабря 2009 года, профессор Ма Цзяли из Китайского института современных международных отношений (Пекин) отметил, что индийское правительство с помощью своих военно-воздушных сил быстро предоставило помощь на сумму 500 миллионов долларов. В своем тексте Ма Цзяли также вспомнил, что Россия не только отправила в пострадавшие от землетрясения районы команды профессиональных спасателей, но и предоставила нужные для спасательных работ материалы и предоставила неоценимую помощь при действиях в кризисной ситуации, возникшей после разрушительного этого землетрясения. Россия также отправила в зону бедствия большой транспортный самолет «Ил-76» и несколько вертолетов «Ми-26», которые выполнили тридцать миссий в крайне сложных и насыщенных условиях.
С тех пор, как зародился российско-индийско-китайский формат, многое изменилось. Теперь в международных отношениях идет бурная деятельность, а ключевыми словами стали не «сдерживание», а «задействование», не «конфликт», а «сотрудничество». В этом трансформированном геополитическом контексте тройка России, Китая и Индии должна по-новому взглянуть сама на себя и заняться новыми проблемами, в частности, разобраться с угрозой терроризма, глобального потепления, мирового финансового кризиса и так далее. Кулуары подобных встреч тоже можно конструктивно применить для двусторонних действий, предпринимаемых нашими странами во имя региональной стабильности и процветания.