Парламентское голосование по законопроекту о признании официальным Ереваном независимости "Нагорно-Карабахской Республики" перенесено на 9 декабря, сообщила на днях газета "Голос Армении". Касаясь этого вопроса, издание отмечает, что признание "НКР" Арменией должно быть полным, безоговорочным, убедительным и очень-очень перспективным, однако для обеспечения подобного признания нужно пройти определенные этапы.
Газета пишет, что, прежде чем непосредственно перейти к голосованию по столь важному вопросу, необходимо ратифицировать и доработать принятое в июне 1992 года Верховным советом Армении известное постановление, согласно которому, Ереван защитит то решение карабахской проблемы, которое примет "НКР". Ереван не приемлет любые международные или внутригосударственные документы, в которых "Нагорно-Карабахская Республика" указана в составе Азербайджана. Как отмечает автор статьи, первый президент Армении Левон Тер-Петросян полностью игнорировал это июньское постановление 1992 года.
Напомним, что в первый раз парламент Армении попытался приступить к обсуждению законопроекта "о признании Арменией "Нагорно-Карабахской Республики" 5 октября. Автором законопроекта выступила партия "Наследие".
Накануне того события руководитель фракции "Наследие" Степан Сафарян заявил, что тот факт, что до сих пор Карабах не признан Арменией, вредит армянской стороне, поскольку разрабатываются и принимаются резолюции, которые "закрепляют несуществующее право Азербайджана на Карабах и освобожденные территории".
А представитель "Дашнакцутюн" в парламенте Ваан Ованнисян заявил тогда же, что "парламент Армении должен единогласно поддержать признание "НКР". По его словам, вопрос признания независимости "Нагорно-Карабахской Республики" со стороны Армении не должен вызывать никаких споров в последней. "В парламенте за резолюцию должен проголосовать 131 депутат, не должно быть даже отсутствующих по уважительным причинам", - заявил депутат. Однако он добавил, что, если существует какой-либо минимальный процент, малейшее сомнение в том, что из-за разных политических споров или расчетов законопроект может быть принят не всеми депутатами, голосование нужно пока отложить. И по не известным пока до конца причинам признание это не состоялось. По этому поводу 5 октября перед журналистами поручили выступить заместителю министра иностранных дел Армении Шаваршу Кочаряну, известному своим ботаническим образованием.
Тот заявил, что на данном этапе правительство Армении считает принятие законопроекта "О признании "НКР" нецелесообразным, но тут же добавил, что вопрос признания "НКР" стоит на повестке дня.
То есть правительство Армении почему-то считает, что начало октября было неблагоприятно для признания независимости Нагорного Карабаха. Но никому не объяснило, чем именно тот момент был столь неблагоприятен.
Напомним, что в конце октября, выступая на международной конференции "Южный Кавказ в меняющемся мире", министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что "если Армения начнет процесс признания Нагорного Карабаха, это будет большой ошибкой с точки зрения международного юридического права. Признание независимости Нагорного Карабаха будет означать, что Ереван признает и факт оккупации территорий Азербайджана". А за этим, по словам министра, должна последовать однозначная реакция Совета Безопасности ООН, потому что независимость Азербайджана, включая Нагорный Карабах, была признана ООН в составе всех членов ее организации.
Как сообщили тогда армянские СМИ, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян не исключает, что официальный Ереван может признать независимость Нагорного Карабаха.
Вопрос такой: почему именно осенью 2010 года армяне вдруг подняли вопрос признания независимости "НКР" официальным Ереваном? Ведь сама-то тема далеко не нова и в СМИ обсуждается постоянно. Что мешало Армении признать "НКР" последние 16 лет, и вообще, всерьез ли поднимается эта тема на сей раз? Не получится ли так, что 9 декабря правительство РА вновь "попросит" парламент об отсрочке?
"В первый раз обсуждение и принятие документа на эту тему было отложено из-за того, что инициатива принадлежала не правящей партии Армении, а оппозиции, - отметил в беседе с "Зеркалом" политолог, профессор Фикрет Садыхов. - Значит, с одной стороны, это как бы шантаж, давление на правящий клан Армении.
В каком плане шантаж? В том, что выдвигается как бы фактор, который должен довлеть над руководством Армении в случае, если оно пойдет на какие-то уступки в переговорах с Азербайджаном. Это во-первых. Во-вторых же, нельзя исключать, что это попытка оказать давление на сам Азербайджан. Как бы в ответ на то, что из Баку раздается якобы военная риторика по поводу освобождения своих собственных земель и решения карабахского вопроса. В любом случае это стремление ряда политических сил Армении оказать давление также и на посредников, Минскую группу ОБСЕ, и на ведущие государства, продемонстрировать силу и тот факт, что Карабах - это та проблема, которая всегда будет находиться в центре внимания армянской общественности, и это тот вопрос, от которого она никогда не откажется".
"Но, если парламент Армении это сделает, в первую очередь это будет плевок в лицо мировой общественности и тех ведущих государств, которые на протяжении почти двадцати лет занимаются так называемым миротворчеством и пытаются урегулировать этот конфликт. Это однозначно, - считает Садыхов. - Во вторую очередь, это станет самой настоящей провокацией, которая еще раз продемонстрирует истинное лицо армянской стороны, которая, продолжая, с одной стороны, вести переговоры и выступая в них в роли якобы цивилизованной стороны, по сути, делает все, чтобы провалить мирный процесс и спровоцировать Азербайджан на более решительные действия. Поэтому я думаю, что правящая верхушка Армении будет пытаться делать все, чтобы "НКР" не оказалась признана ее парламентом".
В данном случае армяне пытаются взять пример с российской стороны, которая неожиданно признала и де-факто, и де-юре независимость Абхазии и Южной Осетии, заявил "Зеркалу" доктор наук, политолог Эльдар Исмайлов. "Армения пытается сыграть такую же роль, но вся проблема заключается в том, что Ереван далеко не Москва, и играть такую роль он просто не в состоянии. Но, может быть, армяне действительно захотели взять на себя больше, чем они могут? Я думаю, что, скорее, это какая-то игра, которую они хотят довести до логического конца. Если отдать этот вопрос на откуп парламенту Армении, то он, конечно, добьется принятия резолюции о независимости "НКР".
Но унывать нам нечего, даже если это случится, уверен Э.Исмайлов. "Ничего особенного после официального признания Арменией "НКР", собственно говоря, не последует. Мне кажется, что если они столько лет выжидали и не решались признать Нагорный Карабах отдельной страной, то и само по себе потенциальное признание тоже никакой роли играть не будет. Никто вслед за Арменией не признает, конечно же, "НКР". Этот вопрос слишком долго затягивался, но понятно также, что рано или поздно, Армения должна была пойти на такой акт. Я не уверен, что этот акт последует 9 декабря, но, во всяком случае, они к этому приблизились, хотя это не вызовет особой реакции, авантюра от начала и до конца. Одно лишь можно предречь после такого шага - признание Арменией независимости "НКР" по существу будет означать окончательный финал переговорного процесса. Я, во всяком случае, не представляю себе, как после такого вообще можно вести переговоры", - заключил политолог.