Три дня вблизи линии противостояния в Карабахе под Агдамом проходили учения Армии обороны НКР. За ними наблюдали президенты Серж Саргсян и Бако Саакян, министры обороны Армении и Арцаха, высокопоставленные представители армейских штабов обоих армянских государств. Маневры проводились в условиях, максимально приближенных к боевым. Наблюдатели отметили беспрецедентный масштаб учений, в которых принимали участие все рода войск: мотострелковые подразделения, танки, авиация, артиллерия... Очевидна была и политическая подоплека происходящего. Напомним, что несколько дней назад президент Ильхам Алиев посетил контролируемую Азербайджаном часть Агдамского района. Выступая в Евлахе, он вновь говорил о готовности Баку силой вернуть “оккупированные территории”, водрузить азербайджанский стяг “над Кельбаджаром, Шуши, Ханкенди”.
Маневры карабахской армии стали предметным ответом на слова азербайджанского лидера. Собственно, об этом прямо сказал и сам Серж Саргсян — чтобы ни у кого не было сомнений в том, как именно отреагирует армянская сторона на возможные провокации. “Учения... должны стать предупреждением: если пробьет час, мы не только сможем повторить то, что произошло в 1992-1994 годах, но и окончательно решим проблему, окончательно закроем вопрос”, — заявил президент Армении. Конечно, армянская сторона никогда не хотела войны и первой нападать не станет, но если военная угроза актуализируется и нас вынудят защищаться, как это однажды уже случилось, “ответный удар будет сокрушительным и окончательным”.
Судя по ряду признаков, случившееся стало для официального Баку и его военной машины полной неожиданностью. Что, кстати, позволяет судить об их реальной информированности и способности адекватно оценивать ситуацию. Вот, например, комментарий руководителя пресс-службы азербайджанского оборонного ведомства Эльдара Сабироглу. Сей “полковник-лейтенант” поспешил заявить, что армянские учения “напоминают детские игры, другой оценки быть не может”. Относительно “другой оценки” скажем чуть ниже. Сабироглу как профессионал справедливо указывает, что проведение маневров, тем более столь масштабных, требует серьезной долговременной подготовки и немалых средств. Ничего этого, говорит он, нет и быть не может у страны с “разваленной экономикой”. Поэтому армяне, “собрав в Нагорном Карабахе 5-6 танков и 1-2 другие боевые машины, иногда пару раз выстрелив, называют это широкомасштабными боевыми учениями. Это обманчивые финты...” Такова успокоительная оценка профессионала. Своими “финтами” армянам никого не обмануть. Как говорится, любимый город может спать спокойно: 5-6 танков и пара выстрелов никакой угрозы для Азербайджана не представляют.
А теперь дадим слово непрофессионалам, не “полковникам-лейтенантам”, а жителям прифронтовой полосы и азербайджанским СМИ. Они увидели совершенно иную картину. Как сообщает бакинское информагентство АПА, “...в последние дни мощные взрывы были слышны на территориях, контролируемых армянскими вооруженными силами, близ армяно-азербайджанской линии соприкосновения... Они еще больше усилились в пятницу, разрывы снарядов были ясно слышны в населенных пунктах Агдамского, Агджабединского и других прифронтовых районов Азербайджана, а от мощности разрывов артиллерийских снарядов в домах близлежащих азербайджанских населенных пунктов ощущались толчки. По словам местных жителей, это самые крупномасштабные учения, проводимые вооруженными силами Армении со дня подписания соглашения о режиме прекращения огня”. То есть люди, проживающие вблизи линии противостояния, ничего подобного не слышали и не видели уже 15 лет, а в Минобороны увидеть и услышать не пожелали.
Но это означает, что адекватно оценить реальную ситуацию, соотношение сил, возможности армянских вооруженных сил и противостоящих им азербайджанских подразделений Баку не в состоянии. И это придает словам армянского президента совершенно конкретное значение. Ведь при таком варианте, в случае возобновления войны (чего, конечно, не дай бог), азербайджанскую армию ожидает не просто очередной разгром, а полный и окончательный крах. Остается предположить, что они убаюкали себя вечно повторяющимися заклинаниями относительно масштабов своего военного бюджета, сказками насчет “экономического развала” Армении и тому подобной чепухой. Ведь любая чушь, повторяемая регулярно, становится чем-то вроде истины. Лжец сам начинает верить в свои пропагандистские выдумки. Верить настолько, что даже не считает нужным разведать, как все обстоит на деле. Иначе ведь знали бы об этих учениях заранее: сами же утверждают, что широкомасштабные маневры за день-другой незаметно не организуешь.
Как уже говорилось, последние воинственные заявления Ильхама Алиева адресовались предстоящему в Астане саммиту ОБСЕ. Они, напомним, последовали практически сразу же после трехсторонней встречи президентов Армении, России и Азербайджана в Астрахани, где удалось достичь договоренностей гуманитарного характера. Отсюда можно предположить: ничего хорошего для себя в Баку от Астаны не ждут. Заметим, что пару дней назад по просьбе представителя одного из армянских телеканалов по карабахскому вопросу высказался патриарх мировой политологии Збигнев Бжезинский. Полагаем, относительно его компетентности и информированности ни у кого сомнений возникнуть не может. Так вот Бжезинский утверждает (подобно многим другим западным и российским экспертам), что сегодня в рамках миротворческого процесса обсуждаются несколько пластов проблемы. Речь идет о территориях вокруг НКР (первый пласт), о коридоре, который должен связать Армению с Арцахом (пласт второй), и, наконец, о статусе Карабаха. И никто — кроме Азербайджана — не связывает эти вопросы воедино, никто не склонен приравнивать НКР к районам зоны безопасности. То есть именно тут проходит водораздел между принципами территориальной целостности и права на самоопределение. А это означает, что азербайджанский флаг, вопреки обещаниям Алиева, над “Ханкенди” уже больше никогда поднят не будет. А чтобы эта простая истина дошла наконец до сознания азербайджанского руководства, и были проведены грозные маневры Армии обороны.
Быть может, сказанное прозвучит парадоксально, но не исключено, что очевидное возрастание военной угрозы не помешает, а, напротив, поможет выйти в Астане на новый уровень переговоров, на то, чтобы, как сказал генсек ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо, “принять сложное, но важное решение”. В Азербайджане уже убедились (в этом можно не сомневаться), что словесными атаками армян не проймешь. А учения показали, что надежды на успех атак реальных тоже более чем сомнительны — можно потерять и то, что пока контролируешь.
И теперь перед Баку встала несложная альтернатива: либо продолжать переговоры и помаленьку двигаться к взаимоприемлемым решениям (которые к тому же могут спасти лицо режима), либо выходить из Минского процесса — и тогда война неминуема. А поскольку ее положительный для Азербайджана исход на самом деле не могут гарантировать все “лейтенанты-полковники” вместе взятые и даже сам президент Алиев, простой здравый смысл диктует, что надо договариваться. Хочется думать, что, поразмыслив, в Баку все же придут к столь очевидному выводу.