На этой неделе исполняется 21 год, как у нас пал коммунистический режим. И сейчас опять пришло время подводить итоги и вспоминать. Это хорошо. Прежде всего, необходимо постоянно напоминать, какие ужасы натворили коммунисты.
Скорее всего, сегодня не найти человека, который хотя бы однажды не слышал о политических процессах в 50-е годы, о преследованиях и об арестах людей за их убеждения. Все точно слышали о национализации, о том, как дети «неугодных граждан» не могли учиться, как врачи, ученые, писатели, деятели искусства и обычные люди в итоге попадали на шахты, в лучшем случае – в котельные. Все это, слава богу, помнят и сегодня.
А вот о чем сейчас говорят гораздо меньше – это поломанный характер чешской нации, или, как минимум, нескольких ее поколений. Это логично. Сотни тысяч людей, для которых коммунистическая идеология аккуратно заслонила вид на свободный мир, все еще живут среди нас. Это, собственно, все мы. И это (за исключением убийств «неугодных»), конечно, самое страшное, что коммунисты могли сделать с нашей страной.
Наглядным, хоть и несколько радикальным примером могут служить такие люди, как Иржина Шворцова (Jiřina Švorcová). Некогда известная актриса всегда пламенно защищала коммунистический режим, но и сегодня в свои 82 года она уверена, что коммунизм, в принципе, был хорошим. Да, может быть, «пара ошибок» была допущена. В качестве напоминания о том, что преступная организация, известная под аббревиатурой KSČ (Коммунистическая партия Чехословакии), сумела сделать с сознанием людей, TÝDEN опубликовал интервью именно с Иржиной Шворцовой.
Это прекрасное интервью - не программная защита прошедшей эпохи, а представления женщины, жившей и работавшей в то время, о том, как должно выглядеть наше будущее. «Мне кажется, что во времена колхозов наше сельское хозяйство было на высоком уровне. Мир нам даже завидовал. Да, были какие-то ошибки, один колхоз отличался от другого. Но, в принципе, у людей была работа и было достаточно денег. Например, в нашей семье, как в семье главного скотника колхоза Чернилов-на-Градецку (Černilov na Hradecku), был автомобиль», - так звучит защита коммунистической эпохи в исполнении Иржины Шворцовой. В кресле премьера сегодня актриса хотела бы видеть бывшего председателя колхоза Слушовице (Slušovice) Франтишка Чубу (Františеk Čubа). И ни слова о том, что каждый колхоз появлялся на украденной частной собственности. Короче говоря, или все плохое забылось, или это считается маленькой ошибочкой.
В том, что страшные вещи забываются, отчасти виноват человеческий мозг. И еще 40 лет проработанной, массивной и профессиональной демагогии, остатки которой, как и в Иржине Шворцовой, дремлют еще в сотнях тысячах людей. Вот оно, это зло. С ним необходимо бороться. Коммунизм не был хорошим. Он был плохим от начала до конца.