Экстрадиция Бута может привести к тому, что американцы выведают у него какие-то тайны. Но последствия данного скандала для российско-американских отношений будут зависеть от того, в чем именно заключаются эти тайны.
Предполагаемый торговец оружием Виктор Бут заявил в четверг о своей невиновности и отметил, что американцы пытались вынудить его полностью признать свою вину во время полета из Таиланда в Нью-Йорк. Россия продолжает негодовать по поводу экстрадиции своего гражданина. Москва заявляет, что Бангкок нарушил нормы международного права, передав Бута американцам, которые оказывали на Таиланд политическое давление. Но как считают аналитики, шумные протесты России в связи с выдачей Бута показывают, что она хочет сохранить в тайне известные ему секреты. Этот обвиняемый в торговле оружием человек, вдохновивший Голливуд на создание боевика «Оружейный барон», продолжает привлекать к себе пристальное внимание всего мира. Но в чем более глубокий смысл его экстрадиции?
Бут был арестован в 2008 году в бангкокском отеле в результате спецоперации с подставными лицами, в ходе которой агенты ЦРУ сыграли роль террористов из колумбийской организации FARC (Революционные вооруженные силы Колумбии). Вероятно, Бут пытался продать им ракеты типа «Стингер» и целый арсенал мощного оружия. Два с половиной года, пока Бут находился в таиландской тюрьме, Бангкок был в центре противостояния двух сверхдержав, и каждая старалась добиться того, чтобы Бута передали ей.
Как сообщает New York Times, в столице Таиланда циркулируют весьма любопытные слухи о том, что Москва пыталась добиться благорасположения Бангкока, обещая ему дешевую нефть, а Соединенные Штаты, как это ни парадоксально, предлагали в обмен на выдачу Бута военную технику и оружие. Бюрократический и дипломатический тупик казался непреодолимым даже после того, как суд Таиланда принял в августе решение об экстрадиции Бута.
И все же во вторник американцы внезапно увезли Бута в США, и к среде ему предъявили обвинение в принадлежности к гигантской сети, занимавшейся торговлей оружием в глобальном масштабе, в попытках продажи оружия и в том, что он подвергал риску граждан США.
Москва все еще негодует по поводу его экстрадиции. «Вызывает глубокое сожаление, что власти Таиланда поддались на политическое давление извне и осуществили противоправную экстрадицию В.А.Бута», - сетует в своем заявлении российский МИД. А кремлевская комнатная собачка Владимир Жириновский, возглавляющий Либерально-Демократическую партию России, брызжа слюной призвал разорвать дипломатические отношения с Таиландом.
Сегодня Виктор Бут отказался признать себя виновным. На своем вебсайте бывший советский летчик называет себя «динамичным» и «непринужденным» российским бизнесменом, павшим жертвой «ложных мифов и историй».
Но почему же так злятся русские? «Конечно, у России есть основания чувствовать себя оскорбленной, - говорит президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. – перед тем как поспешно и тайно вывезти Бута в Америку, американцы ничего не сказали даже его жене, его адвокатам и русским. Но я думаю, это пройдет. Есть основания подозревать, что у американцев была информация о том, что обеспечить безопасность Буту в таиландской тюрьме будет крайне сложно». Многие считают, что Бут по роду своих занятий был хорошо знаком с тайнами мира незаконной торговли оружием, и именно этим можно объяснить то, что Россия столь пылко выступает в его защиту.
«Есть две причины столь дерзкого и решительного поведения русских: одна официальная, а вторая неофициальная, - говорит Александр Мухин, возглавляющий Центр политической информации. – Первое и официальное объяснение состоит в том, что Россия традиционно прилагает максимум усилий для защиты своих граждан. Вторая, неофициальная причина заключается в том, что у Бута, скорее всего, есть информация о незаконной торговле оружие с участием российских спецслужб. И можно не сомневаться, что эту информацию из него вытащат».
Многие теории по поводу тайных связей Бута основаны на докладе разведывательно-аналитической компании Stratfor, которая связывает Бута с заместителем премьер-министра Игорем Сечиным. Говорят, что Сечин – второй человек в России по степени влияния. По данным этого доклада, Сечин в конце 80-х годов служил военным переводчиком в Мозамбике и Анголе, и тогда же в Африку приехал Бут. Многие предполагают, что Бут работал на советскую военную разведку, где также мог работать Сечин. Представители Stratfor отказались ответить на вопрос о том, насколько точны эти сведения и насколько надежны источники. Однако слухи о связях между этими людьми продолжают циркулировать.
Журналистка Юлия Латынина в характерном для себя провокационном стиле написала в августе статью в Moscow Times, в которой расставила все точки над «i». Согласно ее утверждениям, колоссальные масштабы сделки, предложенной Бутом FARC, говорят об одном: он мог сделать это только с ведома российского государства, а следовательно, при его поддержке. Это значит, что кто-то на самом верху российской политической элиты (читай – Сечин) дал «добро» на поставку оружия террористам, орудующим неподалеку от Америки. Здесь действует та же самая логика, какой пользовались Соединенные Штаты, вооружая талибов для борьбы против Советского Союза.
Другие комментаторы устали от журналистов, смотрящих на мир через голливудские очки. Политический обозреватель государственного агентства «РИА Новости» Дмитрий Бабич говорит, что пишущая о Буте западная пресса похожа на «эхокамеру», где разные издания просто цитируют друг друга, ничего не добавляя к этому сюжету.
«Думаю, связь между Сечиным и Бутом это миф, - говорит Мухин. – Это мое личное мнение. Я сам пытался отыскать возможную связь между ними, но не нашел». Тем не менее, у обозревателей есть ощущение, что Бут просто не мог торговать оружием, не имея связей наверху. И хотя Мухин отказывается называть конкретные имена, он отмечает, что экстрадиция Бута это опасный момент для агентов российских спецслужб, замешанных в незаконной торговле оружием.
Но навредит ли эта сага с Бутом российско-американским отношениям? Этот новый раздражитель возник в весьма неподходящий момент, когда не ратифицированным остается новый договор о сокращении стратегических вооружений, а республиканцы в усиленном составе вернулись на Капитолийский холм после промежуточных выборов. По мнению Коновалова, эта ссора может развиваться в основном двумя путями, где все зависит от того, с кем решить сотрудничать Бут – с американцами или с русскими. Вероятнее первое, говорит Коновалов, потому что у американцев против него «существенные улики», которых достаточно, чтобы засадить его за решетку до конца жизни. Поэтому он может попытаться начать торг. При таком развитии событий последствия для взаимоотношений двух стран будут зависеть от того, что за секреты он выдаст. «Все зависит от того, как работал Бут – от имени российских государственных структур или от имени отдельных продажных, или не очень продажных бюрократов. Одно дело, если здесь замешаны официальные руководители, и совсем другое – если это коррумпированные чиновники».
Если верна вторая версия, то «российские власти могут выделить команде адвокатов на защиту Бута кучу денег, а также найти лучших юристов, которые объяснят, что Бут это не тот страшный дьявол, каким его нам представляли», говорит Коновалов. Но поскольку западная пресса уже увековечила его имя, назвав «торговцем смертью», эта борьба может оказаться очень трудной, и Москве придется готовиться к неприятным разоблачениям.