Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Урбанович и история

ЦС написал книгу, в которой делится своими взглядами на историю и роль России

Янис Урбанович: "У нас есть шанс разморозить трубу" picture
Янис Урбанович: У нас есть шанс разморозить трубу picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приблизительно ко времени выборов в Сейм в Москве издана написанная совместно Янисом Урбановичем («Центр согласия», ЦС) и советником президента России Дмитрия Медведева Игорем Юргенсом книга «Черновик будущего».

Приблизительно ко времени выборов в Сейм в Москве издана написанная совместно Янисом Урбановичем («Центр согласия», ЦС) и советником президента России Дмитрия Медведева Игорем Юргенсом книга «Черновик будущего». Книгу надо рассматривать, как программный труд, в котором выражены взгляды «Центра согласия» и его лидера на историю, экономику и отношения с Россией.

Информация о книге Урбановича в русскоязычной прессе появилась уже в начале октября, и предусматривалось, что в ноябре в московском издательстве «Экон-Информ» под эгидой «Балтийского форума» может состояться презентация этого изданного на русском языке труда.

Урбанович – президент «Балтийского форума», в свою очередь, Юргенс -председатель его совета и одновременно председатель правления российского Института современного развития. Однако о торжественной презентации ничего не было слышно. Думается, что «Черновик будущего» толщиной в 347 страниц должен был увенчать победу ЦС на выборах в Сейм, однако политическая реальность внесла свои коррекции. Латышская версия книги ожидается в начале 2011 года.

После ознакомления с изданием в Интернете становится ясно, что большая часть строк написана в надежде в скором времени увидеть Урбановича в кресле премьер-министра. Он, как сказано в книге, действительно такой человек, «который способен эффективно действовать в период кризиса и взять на себя ответственность за осуществление кардинальных перемен в латвийском обществе». В книге акцентируется также приоритетная задача гипотетического кабинета Урбановича. А именно: «полномасштабная нормализация российско-латвийских межгосударственных отношений». «Вся прежняя политическая деятельность Урбановича свидетельствует о его искреннем желании, целеустремленности и реальной возможности достичь этой цели в самые короткие сроки», - отмечается на 207-й странице книги, где анонимы анализируют политическую ситуацию в Латвии летом 2010 года, когда «политический проект латвийских правых завел государство в тупик».

Большая часть «Черновика будущего» все же отведена истории. Урбанович делится с читателями своими размышлениями о временах от Кришьяниса Валдемарса до совсем недавних событий. Большинство суждений выдержано в установленных еще в советское время рамках. То есть, в 1939-1940 годах Балтия была занята во имя безопасности СССР. В свою очередь, половина территории Польши была захвачена, чтобы не допустить ее оккупации Германией. Конечно, не потому, что обе агрессивные сверхдержавы договорились обо всем в пакте Молотова-Риббентропа! Что касается употребления слова «оккупация», то этот термин взят в кавычки и признан конструкцией «в основе политического заказа правящей элиты о современной официальной историографии Латвии». В «Черновике будущего», разумеется, можно найти формулировки, которые историкам могут показаться, по меньшей мере, абсурдными и глупыми. Например, что Карлис Улманис после 17 июня 1940 года «продолжал политическое маневрирование», и что западные страны признали случившееся легитимной мерой. Однако Урбанович считает также, что Латвия все же должна была сопротивляться оккупации. Тогда, возможно, Латвию преобразовали бы не в республику СССР, а в нечто подобное «социалистической» Польше. Между прочим, утверждается, что приблизительно 120 тысяч латышей, которые в конце Второй мировой войны с наступлением Советской армии покинули территорию Латвии и стали беженцам, были «коллаборационистами».

Весьма жестким становится Урбанович, когда говорит о «режиме апартеида» современной Латвии: «Пора признать, что не предоставление гражданства (всем жителям Латвии) было подлостью. Это разделение было введено, чтобы как можно меньше людей получили приватизационные сертификаты и воспользовались плодами приватизации. И еще для того, чтобы гарантировать нахождение этнокоррумпированной элиты у власти». В другом диалоге Урбановича-Юргенса первый возмущается тем, что в Латвии русскому языку и русской культуре не отведено «должного» места, и, таким образом, «власть отказывается от перспективы развития российского направления». Собеседник на это замечает: «Еще не поздно признать ошибку». И еще один поясняющий тезис из совместной работы: «Проведенный в составе СССР период в полвека воспринимается болезненно, потому что поколение, которое пострадало от советской власти, не ушло из жизни. Многие из среды депортированных и их потомки стали идеологами и главной движущей силой перемен постсоветского времени; заняли важные государственные посты и потребовали возврата собственности. Количество таких лиц превышает 10 тысяч».

«Черновик будущего» пронизан непрерывными напоминаниями о необходимости тесных экономических связей Латвии и России. По мнению авторов, экономический кризис дал новую возможность для интенсификации таких отношений, в особенности в сфере транзита.

Авторы цитируют некого русского политолога, который прогнозирует, что Латвия может попросить Россию о финансовой помощи, взамен предложив отказ от своих политических принципов.

Перевод: Лариса Дереча