Таджикистан, граница с Афганистаном – Скалистые горы Афганистана тянутся на 1300 километров вдоль извилистой южной границы Таджикистана.
По ночам редкие проблески света указывают на кишлаки, примостившиеся у подножия гор. А днем яркий солнечный свет освещает красные горы и извилистую реку, отделяющую одну из самых нестабильных стран мира от одной из самых бедных.
Афганская граница с Таджикистаном лишь вдвое короче границы с Пакистаном, и она такая же прозрачная. Но она не стала местом, через которое проходят боевики и караваны с оружием. Она приобрела дурную славу иного свойства, превратившись в главный коридор для транзита афганского героина.
Нетрудно понять, почему.
В теории правительство Таджикистана прилагает большие усилия для охраны своей границы с Афганистаном. В теории путешественник должен получить специальное разрешение от властей на въезд в Таджикистан и на территорию 20-километровой зоны вдоль его границы. В теории вас вернут обратно, если у вас нет специальной печати.
На практике же ситуация разительно отличается. Проехав за день примерно 150 километров по грунтовой дороге, автор статьи встретила три военных блок-поста, на каждом из которых находилось несколько вооруженных солдат и представитель таджикской службы безопасности. На каждом посту после беглой проверки документов автомобиль быстро пропускали. Общая сумма заплаченных взяток составила 9 долларов, плюс к тому, на одном блок-посту пришлось подарить канистру бензина.
Таджикистан является одной из самых бедных в мире стран, где для его сельского в основном населения чистая вода, отопление и электричество это чаще всего роскошь, а не норма жизни. По данным Всемирного банка, около половины таджиков живет за чертой бедности.
Это относится и к таджикским пограничникам, большинство из которых призваны на военную службу.
В 2005 году Таджикистан взял южную границу под свой полный контроль, потребовав вывести российские войска. Это стало результатом постсоветского стремления страны к суверенитету, приход которого задержала кровопролитная гражданская война середины 90-х.
Сегодня данные о количестве пограничников на рубежах Таджикистана являются государственной тайной – как и многое другое в этой стране. «У нас пограничников столько, сколько нужно для охраны границы», - говорит представитель таджикской пограничной службы Хушнуд Рахматуллаев.
Многие эксперты, а также наиболее откровенные официальные представители Российской Федерации опасаются, что это не так.
По данным ООН, Афганистан в этом году произвел около 3600 тонн опиума, что составляет 90 % от общемирового объема производства. Значительная часть этого наркотика уходит из страны через Таджикистан. Но в прошлом году таджикские спецслужбы захватили чуть больше 4,5 тонны наркотиков, и в этом году они вряд ли превысят данный показатель.
В прошлом году Соединенные Штаты безвозмездно предоставили в рамках иностранной помощи и содействия Таджикистану 35,77 миллиона долларов, причем самая большая часть из этого объема в размере 7,53 миллиона долларов ушла на операции по «поддержанию мира и безопасности», о чем сообщает Госдепартамент. Сюда входит обучение шести таджикских военнослужащих на военных курсах в США, а также помощь на восстановление и переоборудование погранзастав.
По данным посольства США в Душанбе, в целом в 2009 году Америка направила Таджикистану помощь в объеме 58,65 миллиона долларов. В 2010 году ожидается ее 11-процентное увеличение до суммы 65,48 миллиона.
«Мы знаем, что начиная с 2005 года это важный вопрос, и с тех пор мы выделяем значительные средства на усиление границ», - говорит пресс-атташе американского посольства в Душанбе Дамиан Вамплер (Damian Wampler).
Таджикистану эта помощь весьма кстати. Страна почти ничего не производит и не добывает, кроме ничтожного количества гидроэлектроэнергии, угля и алюминия, и примерно половину ее ВВП составляют денежные переводы таджикских гастарбайтеров из России.
Пограничные посты на том 150-километровом отрезке границы, который удалось увидеть автору статьи, это просто деревянные сторожевые вышки, построенные на тех участках, где пересечь бурную реку практически невозможно. В то же время, длинные отрезки реки со спокойным течением никак не охраняются. Я видела четыре пеших патруля, причем все ночью и все в селах. А длинные незаселенные прибрежные участки и территории горной местности полностью игнорируются.
Кроме того, наркоторговле способствует широко распространенная коррупция. В своем недавно опубликованном докладе организация Transparency International поставила Таджикистан на 154-е место в мире в индексе уровня коррупции.
Но Соединенные Штаты хранят молчание по этому поводу. «Заниматься этим вопросом – обязанность правительства Таджикистана, - отмечает Вамплер, говоря о борьбе с таджикской наркомафией. – Мы работаем вместе с ними, помогая им в этом деле, но на этом наши функции ограничиваются».
«Цель заключается в создании новых возможностей на низовом уровне государственного управления в Таджикистане, чтобы власть могла бороться с мафией на местах, - говорит он. – В целом это задача таджикского правительства».
Но сейчас появляются признаки того, что в тактике борьбы с процветающей афганской наркоторговлей происходят изменения.
В октябре официальные представители России и США объявили о проведении в Афганистане неподалеку от границы с Пакистаном совместного рейда против четырех лабораторий по изготовлению героина. Русские впервые принимали участие в операции на афганской территории после вывода советских войск в 1989 году, когда был положен конец провальной войне в Афганистане.
В ходе операции примерно 70 военнослужащих из состава коалиционных сил и афганской армии при поддержке четырех сотрудников из российской федеральной службы наркоконтроля провели облаву в сопровождении ударных вертолетов, уничтожив лаборатории, 932 килограмма героина и 156 килограммов необработанного опиума – всего на сумму около 4 миллиардов долларов по ценам мирового рынка.
«Это большой успех, - заявил на пресс-конференции в Москве глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов. – Если бы мы потеряли время, этот героин ушел бы за пределы афганской границы».
Россия давно уже призывает Соединенные Штаты усилить меры по борьбе с производством героина в Афганистане. По данным главного государственного санитарного врача страны Геннадия Онищенко, россияне ежегодно тратят на наркотики 17 миллиардов долларов, причем приходят эти наркотики в основном из Афганистана. Служба наркоконтроля заявляет, что официально в стране зарегистрировано 550 тысяч наркоманов, а по неофициальным оценкам, их в несколько раз больше.
«Если в Афганистане не будет выращиваться опиум, то и наркотрафика тоже не будет», - говорит Иванов. Он с тревогой приводит следующие цифры. Ежегодно в Колумбии уничтожается 230 тысяч гектаров посевов коки. В Афганистане же площадь уничтожаемых посевов опиумного мака составляет всего 2 тысячи гектаров. «Это в 100 раз меньше», - отмечает он.
Тем временем, Соединенные Штаты Америки утверждают, что подходят к решению этой проблемы со всей серьезностью. «Мы считаем это угрозой нашей собственной национальной безопасности и национальной безопасности наших друзей и партнеров», - заявил на совместной пресс-конференции с Ивановым заместитель главы дипмиссии из американского посольства в Москве Эрик Рубин (Eric Rubin).
«Мы потратили миллиарды долларов, пытаясь уничтожить опиум в Афганистане. Теперь мы используем новые подходы», - заявил дипломат. Иванов и Рубин отметили, что эта операция не последняя.
Насилие в Таджикистан возрастает, достигая масштабов, не виданных со времен гражданской войны середины 90-х. Но местные руководители хранят молчание по поводу того, как наркоторговля неразрывными узами связывает эту страну с ее неспокойным южным соседом.
На эту связь указал российский царь по борьбе с наркотрафиком Иванов. «Мы видим, как в местах перевозки наркотиков совершают передвижения криминальные группировки, растет сообщество организованной преступности, что в свою очередь ведет к образованию картелей, - заявил он, сравнивая ухудшающуюся обстановку в Таджикистане с ситуацией на границе Мексики и США. – Проблема усугубляется, а ситуация не улучшается; и это относится не только к Афганистану, но и ко всей Центральной Азии».
Примечание редактора: В прошлом месяце московский корреспондент GlobalPost Мириам Элдер побывала в Таджикистане, где изучила ситуацию с ростом нестабильности в этой бывшей советской республике. В своей другой статье она написала о росте насилия с участием таинственных иностранцев.