Административный окружной суд признал, что бывший штабист (член Штаба защиты русских школ. - Прим. переводчика) и раскалыватель общества Александр Казаков в 2004 году выдворен из Латвии противоправно. Вердикт открывает Казакову путь для того, чтобы отсудить у Латвии компенсацию.
Имя Александра Казакова громко прозвучало в Латвии приблизительно в 2004 году. Ранее он был известен как помощник вице-спикера Госдумы России Дмитрия Рогозина, который на различных мероприятиях довольно агрессивно высказывался о латвийско-российских отношениях. По прибытии в Латвию в начале 2004 года Казаков быстро стал самым видным штабистом и подстрекал противиться переходу на частичное обучение на государственном языке в русских школах. Немного позже и остальное общество начали делить на так называемые латышскую и русскую общины. Был создан ОКРОЛ (Объединенный конгресс русскоязычных организаций Латвии), который потребовал разделения общин, отдельного финансирования, а также введения русского языка и нулевого варианта гражданства. В 2004 году Казакова задержали и выдворили из страны. Эксперты констатировали, что активная деятельность Казакова создавала угрозу для безопасности государства, и прозвучали выводы, что раскол общества организуется из России.
Оказавшись в России, Казаков не успокоился и обжаловал решение латвийских учреждений о выдворении. С тех пор суды разных инстанций оценивали, насколько обоснованно и законно Казаков был выдворен. Недавно решение об этом принимали судьи Административного окружного суда: председатель суда И.Амона, а также С.Каненберга и У.Михайлова. Судьи оценивали, не было ли допущено при выдворении процессуальных нарушений. И суд усмотрел их в действиях Государственной охраны границы и Управления по делам гражданства и миграции: к примеру, латвийские учреждения не в полной мере соблюли права Казакова. После того, как Охрана границы задержала Казакова, он оспорил задержание, но это не было принято во внимание. «С учетом принципа соблюдения прав частного лица и законности, заявление в этой части нельзя оставлять без рассмотрения», - посчитал суд. Также суд констатировал, что немедленное принудительное выдворение должно быть обосновано какими-то особыми обстоятельствами, например, сведениями о возможных действиях Казакова, которые угрожают безопасности государства. Суд заслушал аргументы представителя Полиции безопасности (они секретны, поэтому в материалах дела их не найти), однако, «по оценке суда, таких особых обстоятельств (…) не констатировано». Так думают судьи.
Казаков требовал также назначить ему компенсацию в размере 76 000 латов за убытки и моральный ущерб, но суд ее не предоставил, подчеркнув: по-прежнему остается в силе решение министра иностранных дел о признании Казакова нежелательным для латвийского государства лицом, поэтому суд не может принимать решение об устранении последствий выдворения. Однако, как признают в Управлении по делам гражданства и миграции, это не помешает Казакову на основании упомянутого решения суда еще раз потребовать компенсацию.
Интересы Казакова в суде представляла связанная с движением российских «соотечественников» юрист и директор неправительственной организации «Гуманитарная перспектива» Елизавета Кривцова. Она баллотировалась на выборах в Сейм от списка «Центра согласия», но не была избрана.
Перевод: Лариса Дереча