Итак, позади самое ожидаемое событие начала ноября. Заблаговременно анонсированный шпионский скандал разразился и прошел, оставив после себя широкое поле для догадок, оценок и мнений. СМИ отработали информационный повод и переключились на другие важные события – благо «подогревать» эту тему никто не стал. Сейчас уже со всей определенностью можно сказать: наличие российской агентуры в Грузии ни у кого не вызвало удивления. Да и с чего бы? Два государства с разорванными дипломатическими отношениями, фактически в состоянии войны, просто обязаны шпионить друг за другом. Тут вполне понятно, что задержание 15 лиц, работавших на спецслужбы РФ (двое оформили процессуальное соглашение, 13 арестованы) – это лишь малая часть агентуры, которую держит у нас Россия. Можем лишь предположить, что в Грузии еще действует агентура, среди них наверно многие находятся «под колпаком», есть и двойные агенты, и ведется оперативная игра... Все это – обычные будни спецслужб, обычно скрытые от внешней публики.
По ходу этих будней сейчас проходит следующий и очень важный этап следствия. Предстоит точно определить основу для вербовки агентов российской разведкой в каждом отдельном случае. Например, это может быть материальная заинтересованность, шантаж, страх перед использованием компромата, комбинация факторов или, что менее всего вероятно, идеологические мотивы. Будут уточнены конкретные сферы интересов и направления работы российской агентуры. Что самое главное - устанавливаются конкретные лица, которые осознанно или по заблуждению передавали информацию шпионской сети. Материалы следствия станут определенной профилактикой для лиц, у которых до сих пор сохранились иллюзии в отношении их московских контактов. Результаты операции «Энвер» и сделанные выводы позволят грузинским спецслужбам работать более целенаправленно – так что вражеские силы и в будущем смогут ощущать, что имеют дело с серьезным противником.
Впрочем, в Москве уже давно не питают иллюзий. В прошлом остались времена, когда российские спецслужбы чувствовали себя в Грузии, как дома. Они имели множество прикрытий и солидную базу в виде тбилисского штаба ГРВЗ и военных баз в Вазиани, Ахалкалаки и Батуми, а также всей сопутствующей инфраструктуры. Российские агенты привыкли практически не «шифроваться» и были просто огорошены, когда им сначала вежливо, а затем – не очень вежливо, указали на дверь. Грузии пришлось преподать России несколько чувствительных уроков – та огрызалась, развернув в 2006 году настоящую шпионско-диверсионную войну с эпицентром в Шида Картли (кульминацией которой стал теракт у краевого управления МВД в Гори). В итоге россиянам пришлось успокоиться и, латая бреши в рядах, заняться новым этапом подрывной деятельности. Однако, для ГРУ, всегда отличавшегося отсутствием гибкости и жесткостью, как видно, стало довольно проблематичным не только внести в свои действия какие-либо нововведения, но даже соблюсти обязательные для спецслужб правила конспирации, что стало причиной плачевных результатов их деятельности.
Этап стал новым, но новой стала и реакция российской стороны на провалы своей резидентуры. Она приобрела предсказуемо вялый характер. Если в прошлые разы вводилось торговое эмбарго, велась травля российских грузин, то теперь МИД РФ отделался дежурной риторикой про «политический фарс» и «антироссийскую истерию». Дальше пошел только думец Константин Косачев, довольно прямолинейно пригрозивший грузинам тем, что «Россия своих граждан не бросает». Впрочем, и на то язык депутату, чтобы вербализировать то, что не могут произнести власть имущие. Но в целом Москва не далеко вышла за рамки приличий, иначе выглядела бы еще смешнее на фоне смирения, с которым в последний период встречала поимку и выдворение своих людей в США и ряде европейских стран.
Именно этот тренд является знаковым – в отличие от отдельно взятого факта очередного провала российской агентуры в Грузии. Последнее вовсе не примечательно – грузинские «спецы» считались одними из лучших еще в Советском Союзе. Переняв их опыт, нынешние спецслужбы Грузии развивались, изучая и западные методологии. Сегодня они не могут соперничать с российскими коллегами разве что ресурсной базой. А вот целая серия провалов российской резидентуры за рубежом очень примечательна и указывает на полный крах процессов, запущенных Владимиром Путиным во время его президентства. Человек, для которого распад СССР стал величайшей геополитической катастрофой XX века, оказавшись у власти, первым делом начал усиливать разведывательные службы, из которых сам вышел. Он достиг определенных успехов, однако все возведенное им сегодня рушится, как замок на песке. Причин на это множество и даже в самой Москве прекрасно осознают, что лишь смена антуража вовсе не означает реформу, но тех, кто хорошо это понимает, и близко не подпускают, так как чувствуют, что в таком случае, в первую очередь, придется отказаться от имперских амбиций, что окончательно похоронит кремлевскую политику.
Большое количество агентуры на таком малом, но важном участке, как военная авиация Грузии, наверное, задала аналитикам головоломку. Такое количество агентов не оправдано ни в классическом понимании конспирации, ни с точки зрения оперативной целесообразности, ни исходя из материально-финансовых соображений . На этот вопрос будет несложно ответить тем, кто глубоко знаком с характером советских спецслужб, «достойными» преемниками которых являются российские спецслужбы, где количество завербованной агентуры традиционно было определяющим при оценке итогов работы оперативного работника или оперативного подразделения.
Разведывательные информации, добыча которых было перераспределено между летчиками, выглядят довольно солидно и рождают справедливые вопросы: а имели ли задержанные по обвинению в шпионаже доступ к секретной информации? Может они использовали и другие методы для добычи указанной информации? Все это установит следствие. Кроме того, если мы и дальше будем судить в этом направлении, с большой вероятностью можно предположить, что погрязшие в болоте коррупции высокопоставленных лиц ГРУ не волновало ни оперативная целесообразность, ни затраты государства, для них главными и решающими были личные финансовые интересы, учет которых «производился за счет финансового обеспечения внедренной на территории врага в важную структуру министерства обороны агентуры». Если учесть и то, что «списанные» на деятельность агентуры средства будут гораздо больше, чем тратилось в реальности, легко представить, в каком настроении будут сейчас эти господа не только в связи с нанесенными, но ожидаемыми в будущем «убытками», если грузинские контрразведчики и далее будут так же активны.
Но, как бы мы ни рассматривали или как бы ни посмеивались некоторые горе-эксперты, которые живого агента видели разве что в кино, факт остается фактом – у активно действующих в Грузии российских спецслужб настал тяжелый период. Процесс выявления их агентуры продолжается и этому придан необратимый характер. Этот процесс, естественно, не может осуществляться без ошибок, что ни в коем случае не должно стать поводом для насмешек. Находиться в позиции подсиживающего и выдавать оттуда «мудрые» мнения гораздо легче, чем делать дело.
После 2006 года, когда пойманных офицеров ГРУ высылали из Грузии с большой помпой, Тбилиси воздерживался от подобных демонстраций – хотя работа не прекращалась ни на минуту и скрытая от публики жизнь «рыцарей плаща и кинжала» была достаточно богатой на события. Нынешний эпизод снова носит демонстративный характер. Но на этот раз мы видим не гром фанфар и кучу телекамер, а тонкую издевку. И если журналисты без особого труда сопоставили дату проведения брифинга в МВД Грузии с российским Днем военного разведчика, то сопоставить другую дату удосужился мало кто. А ведь «слив» информации о нейтрализации шпионов и анонсирование брифинга на 5 ноября произошло неделей раньше – 29 октября, на день рождения Примакова, бывшего директора СВР и до сих пор куратора «грузинского направления» внешней разведки. Время «слива» было подобрано так, что когда информационные агентства широко растиражировали новость, Евгений Максимович уже должен был сидеть в кругу друзей за накрытым столом. Кроме самого именинника, там вполне могли присутствовать и другие наши земляки.
Необходимо отметить, что засылать шпионов в Грузию или вербовать агентов на месте для России не представляет особой трудности. Грузия открыта для всех гостей. В этом году было отмечено рекордное количество российских туристов. Также самую большую туристическую группу в Грузии представляют граждане соседней Армении, где Россия чувствует себя, как дома. Поэтому не удивительно, что под разным прикрытием в разное время в Грузии работают представители российской разведки. Удивительно другое. Слишком много грузин готовы работать против своей Родины в интересах вражеского государства. Впрочем, это можно объяснить двухсотлетним пребыванием в составе одной империи. Такой бэкграунд не может не оставить множество контактов и связей, которыми легко манипулировать умелым людям. Проблема будет решена с окончательной сменой поколений – тогда останутся лишь беспринципные любители денег. А пока надо свыкнуться с мыслью, что слишком многие слишком сильно ностальгируют по советской отчизне и не способны воспринимать Россию в качестве врага. Но вот что действительно поражает, так это нигилизм т.н. «агентов влияния», практически не скрывающих связей с Москвой под прикрытием бутафорских, порой наспех зарегистрированных политических партий или общественных организаций, пользуясь защитой демократических норм.
Понятно, что у этих «товарищей» связи с Россией могут иметься еще со старых времен. Можно предположить, что они действительно совершили нечто такое, что в Москве могут использовать для шантажа, вербовки и принуждения. В конце концов, им могли предложить слишком большие деньги или перспективы – а люди слабы… Именно поэтому власти Грузии в 2006 году призвали всех, кто имел или имеет какую-либо связь с иностранными спецслужбами, явиться с повинной. Им гарантируется инкогнито и амнистия взамен на сотрудничество. Сейчас им еще раз дается шанс начать жизнь сызнова через признание своих грехов. Но хватит ли этим людям сил и разума поставить точку в истории своего предательства? Если не хватит, то в будущем нас ждут новые документальные фильмы типа «Энвера».
«Клуб экспертов» в ближайшем будущем предложит читателям еще один скандальный «провал» офицера ГРУ, когда он по обвинению в шпионаже был задержан в 1993 году в ходе войны в Абхазии. В отличие от сегодняшнего, это было время, когда Кремль клялся в братских чувствах Эдуарду Шеварднадзе, а в реальности же наделенный мандатом примирителя ООН скрытно или открыто сотрудничал с сепаратистским режимом Ардзинбы.