Александр Лукашенко отказался подписать новый план использования региональной группировки войск Белоруссии и России. Он высказался за поставки в Белоруссия российских вооружений по сниженным ценам. «Никакие документы в рабочем порядке я подписывать не буду. Так и передайте министру обороны и президенту России, - приводит слова Александра Лукашенко агентство «БелТА». Сегодня гость «Ночной Свободы» военный обозреватель Александр Алесин. С ним беседует Анна Соусь.
- Насколько важную роль играет региональная группировка войск вооруженных сил для Белоруссии и для России? Кому она больше нужна?
- Мне кажется, что сейчас значимость этой группировки значительно большее, чем 10 лет назад, когда она только образовалась. В России идут интенсивные реформы армии, сокращение численности, и Россия сосредотачивает основные свои силы в тех регионах, где она видят наибольшую опасность. Это район границы с Китаем, и Кавказ. Поэтому они стягивают «одеяло» туда. А прикрывать границы с Запада - выпало белорусской армии. Поэтому чем меньше российская армия, чем больше трудностей - тем больше возрастает значимость для России белорусской армии.
- Что означает новый план использования региональной группировки? Чем он отличается от старого?
- Ничего нового тут нет. В 1996 г. был подписан пакет взаимосвязанных документов, который предусматривал сохранение стратегических интересов на территории Белоруссии в обмен на экономические льготы. Что означает сохранение этих стратегических интересов России? Сохранение двух военных баз, допуск России к военной инфраструктуре и прочее. Взамен Белоруссия получала доступ на российский рынок и дешевые энергоносители. С приходом Путина к власти эта сделка выполнялась, но потом возникла мысль, что можно давлением, используя газовый и нефтяной рычаги, получить от Белоруссии то же самое. И последующие действия свидетельствуют, что Россия хотела силовым путем заставить Белоруссию выполнять обязанности. А Лукашенко теперь требует платы за исполнение.
- Кто финансирует эту региональную группировку?
- Часть группировки, состоящая из белорусской армии, финансируется из государственного бюджета. Практически, вся наша армия представляет собой часть сухопутной группировки Белоруссии--России.
- Как вам кажется, как резкое ухудшение белорусско-российских отношений скажется на военном сотрудничестве?
- Как ни парадоксально, в самый пик этого конфликта кабинет министров одобрил и представил президенту Соглашение о военно-техническом сотрудничестве Белоруссии и России, который лежал без движения 10 лет. И пролежал бы больше, если бы российские военные не начали остерегаться, что ухудшение политических отношений приведет к разрыву Белоруссии и России и в военной области. Та часть российской элиты, которая отвечает за военную политику, пытается удержать Белоруссию в орбите военных своих интересов.
Перевод: Светлана Тиванова