Прошло двадцать дней после резни в Кущевской, которая сначала считалась обычным, хотя и очень жестоким событием черной хроники, а теперь стала политическим фактом первой величины. После этого события один из самых влиятельных губернаторов России рискует своей блестящей карьерой. Это преступление подрывает доверие к президенту Медведеву. Изложим факты. 4 ноября этого года в сельском доме Сервера Аметова, преуспевающего фермера из станицы Кущевской на Кубани, на юге России было найдено двенадцать трупов: восемь взрослых и четверо детей, зарезанных ножами, за исключением двух детей, которые были задушены. Самой маленькой девочке было восемь месяцев. Все тела обожжены, потому что убийцы после резни подожгли дом. Жертвами стали две семьи: семья Аметова и семья его знакомого, приехавшего в Краснодар на праздники.
Расследование через несколько дней привело к аресту многочисленных подозреваемых. Все они жители этого района, все моложе 24 лет, известны милиции за мелкие и не очень мелкие преступления. Среди них в тюрьму попал и Сергей Цапок, член поселкового совета Кущевки. На место преступления приехало много журналистов, и им, а не милиции некоторые жители станицы рассказали, что банда давно терроризировала ее обитателей, вымогая деньги («налог на предпринимательство») с помощью угроз и насилия. При этом милиция их не тревожила, и они оставались абсолютно безнаказанными.
В связи с преступлением задается множество вопросов: каковы мотивы такого ужасного преступления: персональная вражда, месть за прошлые обиды, расплата за карточные долги, попытка неудавшегося похищения, но ни одна из гипотез не кажется осмысленной. И тут возникают неудобные вопросы. Почему известный всем хулиган и насильник оказался в поселковом совете? Почему власти и милиция позволяли подобным людям делать в регионе все, что им захочется, на протяжении целого ряда лет? Правда ли, что преступники были связаны с властями, и поэтому жители станицы боятся говорить?
Это случай быстро стал скандалом на национальном уровне. Все об этом говорят. В дело вмешался Кремль и потребовал, хотя и в общих словах, не называя имен, чтобы расследование было доведено до конца, виновные найдены и наказаны, невзирая на лица и должности. Все это сильно подрывает авторитет главы региона Александра Ткачева, одного их самых влиятельных лиц в стране. Он был избран губернатором Краснодарского края десять лет тому назад, причем за него проголосовало 80% жителей, он переизбирался еще два раза. Пять раз он был депутатом Государственной Думы, а сегодня он руководит работами по подготовке к Зимней Олимпиаде в 2014 году в городе Сочи, который тоже расположен в Краснодарском крае, то есть у него в руках все карты для организации международного события, очень важного для имиджа России, он ворочает гигантскими деньгами. Как же оказалось, что Ткачев остался в неведении, что банда убийц орудовала в одном из регионов края, вероятно, покрываемая милицией? Может быть, губернатору было удобно держать в тени эту ситуацию или даже использовать этих отморозков, чтобы решать территориальные проблемы?
Вчера Ткачев попытался дать ответ, созвав общественное собрание в Кущевской и попытавшись внушить жителям следующее: «Вам нечего бояться, ситуация находится под контролем, все ответственные за это преступление буду посажены в тюрьму. Если этого не произойдет, я уйду в отставку». Эта речь закончилась громкими аплодисментами сотен собравшихся послушать губернатора. Но присутствующие журналисты смогли легко определить, что населению не было объявлено о предстоящем собрании, а среди присутствующих были либо местные власти и представители милиции, либо «надежные» люди, привезенные в станицу на автобусах из Краснодара. Поэтому никаких неудобных вопросов не задавалось, и никаких протестов не последовало.
Все прошло очень легко, и ничего не решило. Сегодня в Москву прибыли демонстранты из Кущевской и со всей Кубани, чтобы заявить о своем протесте на площади и потребовать отставки Ткачева. Президенту Медведеву предстоит принять трудное решение. Оставить губернатора на его посту, как будто ничего не случилось, означало бы признать свое бессилие, более того бесполезность своих собственных призывов к прозрачности и ответственности перед лицом такого вопиющего насилия, которое потрясло общественное мнение всей страны. Снять Ткачева, еще до того, как будет определена доля его ответственности, означает подорвать доверие к действиям милиции и суда, которые не предъявили еще никаких обвинений губернатору и другим властям. Таким решением подвергается риску административная стабильность в преддверии олимпийских игр (в конце концов, Медведев даже не разобрался с властями Химок, которые, по-видимому, были вовлечены в серию ужасных нападений на журналистов, освещавших события, касающиеся строительства автострады через Химкинский лес).
Итак, остаются неразрешенными преступления, связанные с убийствами в Кущевской: в частности, несмотря на то, что арестованные, кажется, признались в содеянном, все еще непонятно, что было причиной этой бойни и по чьему приказу они уничтожили две семьи...