Министерство иностранных дел Грузии надеется, что новые мирные инициативы, которые грузинский президент обнародовал в Европейском парламенте 23 ноября, положат начало конструктивному диалогу между Грузией и Россией. Об этом 24 ноября заявила заместитель министра иностранных дел Нино Каландадзе.
Как заявил президент Михаил Саакашвили в своей речи в Европейском парламенте, грузинская сторона готова даже взять на себя односторонние международные обязательства о неприменении силы в процессе разрешения конфликта. Он утверждает, что его страна готова к диалогу с Россией.
«Мы надеемся, что его заявление будет правильно воспринято международным сообществом и Россией и станет хорошей причиной для того, чтобы начать новый конструктивный диалог», - подчеркнула Каландадзе.
Со стороны международного сообщества выступили страны-члены Европейского Союза, сделав специальное заявление, в четвертом пункте которого они призвали активизировать деятельность на местах по исполнению нацеленного на возвращение внутренне перемещенных лиц плана из шести пунктов, предложенного европейским комиссаром по правам человека Томасом Хаммарбергом (Thomas Hammarberg). Страны-члены ЕС также призвали Совет Европы активнее сотрудничать со всеми участвующими в конфликте сторонами, чтобы обеспечить мониторинг на всей территории Грузии.
Со стороны России официальные лица не верят словам президента Грузии, однако российские аналитики считают, что такой шаг Саакашвили ставит Россию в неудобное положение. «Я не верю Саакашвили и его словам, так как он не выполнил свои обещания, относящиеся к Абхазии и Южной Осетии. Я бы поверил ему, если бы он признал свои ошибки. Что касается инициативы, она должна быть закреплена в юридически обязывающих документах», - заметил глава международного комитета Госдумы Константин Косачев. Российский политолог Андрей Пионтковский утверждает: «Этим шагом грузинский президент поставил Кремль в крайне неудобное положение. России будет непросто отказаться от диалога».
Политолог Ника Читадзе заявил The Messenger: «То, что грузинская сторона старается уменьшить опасность, которую представляет для нее российская сторона, - это понятный шаг. Диалогу не существует альтернативы. Однако, я думаю, что деоккупацию страны можно будет обсуждать только в долговременной перспективе. Я сомневаюсь, что Россия будет участвовать в диалоге, так как русские возлагают ответственность за начало войны на грузинскую сторону и, скорее, предпочтут оправдать свои действия в августе 2008 года, а не вести переговоры с грузинскими властями».
По мнению политолога Сосо Цинцадзе из-за предложения Саакашвили Медведев оказывается в очень непростой ситуации. «Когда, в 21-м веке, лидер такой большой страны, как Россия отказывается от диалога, это не лучшим образом отражается на его международном имидже. В мире в таком случае возрастает недоверие к нему. Возможно, Медведев согласился бы начать переговоры, но существует фактор Путина, которого такой диалог привел бы в ярость, что может стать серьезным препятствием для сотрудничества. Между тем, Россия сейчас пытается укрепить свои связи с Европейским Союзом, и отказ от диалога с Грузией явно не будет способствовать успеху ее планов», - считает аналитик.