«Мы выберем Запад!» - так президент Владимир Путин ответил в ходе визита во Францию несколько лет назад, когда его спросили о фундаментальном выборе России в связи с потенциальными угрозами, исходящими с юга и востока.
Сейчас события стали развиваться стремительно. На саммите НАТО-Россия в Лиссабоне президент Дмитрий Медведев заявил о желании участвовать в проекте европейской ПРО, который в период правления Джорджа Буша, однако, настроил Россию против США. Теперь этот пресловутый щит, который и сейчас далек от реализации, не будет обращен против России, но предупреждать другие опасности, которые могут угрожать и России.
В противоположность французскому президенту, который в последние дни говорил об иранской угрозе, НАТО остерегается уточнить, откуда все же исходят угрозы. И, однако же, о них знают все, включая и Россию. Более того, Москва опасается поражения западной коалиции в Афганистане, поскольку исламисты торжествуют и продвигают в свои идеи среди мусульманских меньшинств в России и соседних стран. Неожиданно Россия начинает напрямую сотрудничать с НАТО в Афганистане – стране, в которой воевал СССР. Русские не бьются с оружием в руках, но оказывают определенную техническую поддержку…
Между тем китайцы давят на приграничные районы Сибири. Мы не знаем, каким будет мир через несколько десятилетий, учитывая огромное влияние крепнущих держав – как в демографическом, так и экономическом смысле слова – как это делают Китай, Индия, Индонезия. Но все может оказаться гораздо запутаннее, тем более, что «угроза – это распространение оружия массового поражения и баллистических ракет». На фоне этой открытости российского президента мы видим масштаб резкой перемены в поведении, произошедшей после холодной войны.
Но на этом дело не останавливается. Владимир Путин озвучил новую революционную идею в этом же направлении. «Он призвал к созданию свободного экономического пространства – от Лиссабона до Владивостока»! Подобный единый рынок, скрепляющий европейский континент, создаст значительную экономическую силу и решит ряд проблем.
Есть, о чем задуматься и на что надеяться
Итак, в Европу получит больше гарантированных энергопоставок (российские газ, нефть), сырья, она сможет найти новые рынки сбыта. Со своей стороны, Россия получит западные технологии и европейские ноухау, которых ей так не хватает для того, чтобы развиваться в желаемом направлении. Союз с НАТО успокаивает США, которые таким образом, уже не будут видеть в российском предложении попытку отбить Европу от Америки.
Если все получится, мы увидим совершенно новый мир: Восток и Запад не будут больше противостоять друг другу, как это было с момента основания СССР. И наоборот, не рискуем ли мы столкнуться с новой напряженностью, на этот раз между одним необъятным Западом от Ванкувера до Владивостока и югом планеты, где бурлят более-менее противоречивые силы, противоположные тенденции, множество потенциальных конфликтов и крайняя нищета?
Президент Буш хотел силой установить демократию на Ближнем Востоке. И нам с вами прекрасно известно, что это ни к чему не приведет. Параллельно с этой новой данностью, о которой упоминалось выше, залогом мира может стать сотрудничество по оси Север-Юг.
Для этого потребуется как минимум две вещи: чтобы нацеленное на формирование нового Запада сближение трех основных полюсов (США, ЕС и Россия) осуществлялось не в ущерб, а на благо общих интересов. И чтобы Россия сама как можно скорее начала движение по пути демократии. Только так она сможет заслужить всеобщее доверие.
Но, как сказал один российский журналист, ей еще предстоит пройти долгий путь, так как в России в глазах народа идущий сверху закон представляется скорее угрозой, чем защитой. Именно это Владимир Путин назвал своей вертикалью власти, которая так не похожа на демократии, где закон исходит от народа и для народа. Вот что дает нам богатую почву для размышлений… и для надежд.