Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Близкие соседи лучше родственников?

© коллаж ИноСМИпоказатели экономического развития Белоруссии были одними из лучших в Европе
показатели экономического развития Белоруссии были одними из лучших в Европе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что доминирующим аспектом в расширении сотрудничества с соседними странами оказалась энергетика. Это было обусловлено острой необходимостью поиска альтернативных источников энергоносителей и путей их доставки.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что доминирующим аспектом в расширении сотрудничества с соседними странами оказалась энергетика. Это было обусловлено острой необходимостью поиска альтернативных источников энергоносителей и путей их доставки. На фоне противостояния официального Минска с Кремлем, которое резко обострилось, и небывалой активности, проявляемой в последнее время на «белорусском направлении» объединенной Европой, двусторонние отношения Белоруссии с ее соседями немножко отошли в тень. Вместе с тем, в складывающихся обстоятельствах они приобретают все большее значение.

Украина

В сложившихся условиях официальный Минск явно возлагал особые надежды на южных соседей. Ему было бы очень желательно, чтобы Киев как можно более жестко оппонировал Москве. В таком случае Кремль должен был бы бояться создания антироссийского блока, поскольку он пока не готов к противостоянию на двух западных фронтах одновременно. Сначала, однако, складывалось впечатление, что новые власти Украины совсем не намерены придерживаться курса своих предшественников. Резкое улучшение отношений Киева и Москвы показало, в частности, апрельское подписание в Харькове широкомасштабной соглашения «газ-флот». Отсутствие существенных сдвигов во время последнего официального визита Виктора Януковича в Минск, казалось, подтвердило, что Белоруссия во внешней политике Украины отошла на второй план. Это было тем более неприятно, что 2 апреля Палата представителей ратифицировала, наконец, многострадальное соглашение о белорусско-украинской государственной границе, тем самым вроде бы убрав последнюю политическую преграду на пути расширения двустороннего сотрудничества во всех сферах. Однако, хотя Александр Лукашенко договор подписал, обмена ратификационными грамотами до настоящего времени не произошло. Такая ситуация создает сложности Киеву в его диалоге с Евросоюзом о безвизовом режиме, поскольку одним из условий его реализации является демаркация украинских границ. По имеющимся сведениям, Минск отказывается осуществлять эту формальную, по большому счету, процедуру по ряду причин: невыплаты Украиной советского долга, неурегулированных вопросов реэкспорта украинской электроэнергии в Прибалтику, вопросов собственности Белоруссии в Крыму и Черниговской области, жесткой позиции украинских властей по ряду разрабатываемых в Беларуси месторождений, которые представляют экологическую угрозу украинским национальным паркам. Правда, по словам украинского посла в Белоруссии Романа Бессмертного, Украина признала $ 134 млн. долга, что было основным препятствием, и есть надежда, что к концу года проблема будет решена. Не все было безоблачно и в чисто экономическом взаимодействии, хотя в конце мая была подписана «дорожная карта», в которой содержатся около 20 вопросов. Как в Украине, так и в Белоруссии действовали ограничительные меры в отношении товаров партнера. Правда, в конце сентября на переговорах в этом вопросе был отмечен определенный прогресс. Однако все эти неурядицы оказалась нейтрализованы договоренностью о транзите через Украину венесуэльской нефти. В мае танкер привез в Одесский порт первые 80 тысяч тонн, которые железной дорогой были доставлены на Мозырский НПЗ. Затем поступило еще несколько партий, причем последняя, ноябрьская, в пробном режиме была перекачана уже по нефтепроводу Одесса-Броды. Такое содействие Украины вызвала недовольство в Кремле. Напрямую, разумеется, это не проявлялось, но целый ряд косвенных замечаний позволяет сделать на этот счет однозначный вывод. Однако к тому моменту в отношениях Москвы и Киева наступило некоторое похолодание, и последний не счел нужным отказываться от выгодной сделки. Если учесть, что Александр Лукашенко выразил готовность принять участие в украинском проекте строительства терминала по перевалке сжиженного природного газа с целью дальнейшей транспортировки его в нашу страну, то в этих условиях расширение сотрудничества приобретает стратегическую значимость. И хотя в данном случае сохраняется серьезная опасность, что ему будет всячески противодействовать Россия, открывающиеся перспективы заслуживают приложения максимальных усилий.

Еврососеди

Важным общим моментом в отношениях с Латвией, Литвой и Польшей стало подписание соглашений об упрощенном приграничном визовом режиме, которые, как ожидается, в следующем году вступят в силу. Если для наших соседей это станет просто некоторым расширением их и без того богатых в этом плане возможностей, то для значительной части жителей Белоруссии это будет серьезный прорыв. Хотелось бы верить, что не только с материальной и бытовой точек зрения.

Литва

 
На данный момент Вильнюс является самой близкой к Минску столицей страны, входящей в ЕС, не только географически, но и в политическом плане. Литовское руководство в последнее время сделало несколько заметных шагов, направленных на расширение сотрудничества в этой сфере. Так, президент Даля Грибаускайте стала единственным главой государства Евросоюза, которая имела в этом году личный контакт с белорусским лидером. Таких встреч могло быть и больше, но Александр Лукашенко не воспользовался приглашением принять участие в праздновании 20-летия независимости Литвы, направив на эти торжества премьер-министра Сергея Сидорского. Однако в июне он встретился в Минске с премьер-министром Литвы Андрюсом Кубилюсом, предложив ему совместно реализовать проект по строительству терминала по разжижению газа. Министры иностранных дел Литвы, Белоруссии и Украины провели в сентябре трехстороннюю встречу, в ходе которой были одобрены проекты в рамках программы ЕС «Восточное партнерство» в области транспорта, логистики, энергетики, культуры и таможни. А в конце октября министры обороны двух стран подписали соглашение о сотрудничестве, которое стало первым документом такого рода, подписанным Белоруссией с государством, которое входит в НАТО. Очевидно, что ведущим мотивом Вильнюса является обеспечение собственных экономических интересов. В конце августа через клайпедский порт в нашу страну поступила партия венесуэльской нефти объемом 80 тысяч тонн, после чего была достигнута договоренность о ее постоянном транзите и о заключении договора на год. Кроме того, после закрытия Игналинской АЭС Литва заинтересована в покупке белорусской электроэнергии, а также в ее транзите из Украины.
В числе сохранившихся противоречий - отказ официального Минска выдать генерала Усхопчика, который обвиняется в причастности к гибели людей во время штурма телебашни и здания парламента в Вильнюсе 20 лет назад, а также строительство Белоруссией атомной электростанции, которая будет располагаться в 55 км от Вильнюса. Если первое не носит слишком уж принципиального характера, то второе может оказать на двусторонние отношения достаточно негативное влияние.

Латвия

Здесь также наблюдались определенные сдвиги, хотя и менее масштабные. В мае в Белоруссии побывала делегация Сейма во главе с председателем комиссии по международным делам Андрисом Берзиньшем, в июле президент Латвии Валдис Затлерс дал интервью первому каналу белорусского телевидения. 23 августа состоялся рабочий визит в Латвийскую Республику министра иностранных дел Белоруссии, который встретился со всем высшим руководством страны, а в конце сентября Сергей Сидорский принял участие в V Международном белорусско-латвийском инвестиционном форуме «Балтийский регион-2010» и провел переговоры с латвийским коллегой Валдисом Домбровскисом. Основной темой был транзит все той же венесуэльской нефти, к приему которой готов порт Вентспилса. Для дальнейшей транспортировки можно использовать трубопровод, по которому ранее российская нефть шла на экспорт, однако этому пока препятствуют частичное владение трубой Россией, желание латвийской стороны иметь долгосрочные гарантии, юридические неясности и технические сложности. Существует также вариант перевозки по железной дороге. Однако, по мнению латвийских СМИ, когда объем поставок составит 10 миллионов тонн в год, то Александр Лукашенко может получить приглашение посетить Латвию. Не исключено, что тогда выбор будет сделан в ее пользу, и все упомянутые проблемы найдут быстрое решение.

Польша


На этом направлении в двусторонних отношениях сдвигов практически не произошло, несмотря на то, что Александр Лукашенко дважды встречался с польским министром иностранных дел Радославом Сикорским. Правда, во время второй встречи Сикорский выступал как представитель Евросоюза, и белорусско-польские отношения не затрагивались. В киевском же рандеву, прошедшим во время инаугурации Виктора Януковича, речь шла преимущественно о конфликте вокруг Союза поляков в Белоруссии, причем белорусская сторона несколько неожиданно заявила, что «если есть какие-то недоразумения, иначе их не назовешь, то мы в состоянии их решить». Там было принято решение о создании совместной группы экспертов по вопросам польского меньшинства. Она на самом деле провела несколько встреч, однако, похоже, никаких конкретных результатов достичь не удалось. В результате эта проблема остается одной из основных противоречий. Вряд ли улучшило имидж белорусского руководства в глазах поляков и то, что в Беларуси, в отличие от десятков стран мира, не был объявлен траур в связи с авиакатастрофой под Смоленском. Интересно, что Варшава также может включиться в ситуацию с транспортировкой венесуэльской нефти, однако в негативном плане. Согласно недавней публикации в Gazeta Wyborcza, там не очень довольны тем, что нефть по трубопроводу Одесса-Броды пошла не в сторону Польши, а в сторону Белоруссии, так как изначально предполагалось, что эта труба будет использована для поставок азербайджанской нефти в Европу. Но после того как разразился финансовый кризис, этот вариант потерял актуальность.

* * *

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что доминирующим аспектом в расширении сотрудничества с соседними странами оказалась энергетика. Это было обусловлено острой необходимостью поиска альтернативных источников энергоносителей и путей их доставки. Надо признать, что определенных успехов белорусским властям добиться удалось, в том числе с использованием конкуренции между странами-транзитерами, что вполне нормально. Остается надеяться, что определенные позитивные тенденции получат дальнейшее развитие, и это поможет противостоять нарастающему давлению России.
 
Перевод: Светлана Тиванова