Вот ведь парадокс: власть — и прежняя, и нынешняя — заявляла и заявляет, что делала и делает все для улучшения жизни народа. А народ живет все хуже. Причем надежды на улучшение, связанные с приходом новой власти, которая вчера еще была в оппозиции и говорила правильные вещи, улетучиваются с каждым днем. Что же делать, чтобы рейтинг власти вместе с доверием к ней не падал, а народ все же ощутил хоть какое-то улучшение?
И так все 20 лет...
Вопрос этот настолько серьезен и актуален, что президент Виктор Янукович посвятил ему специальное заседание Совета национальной безопасности и обороны. И назвал главными угрозами национальной безопасности именно кризис доверия людей к власти и ухудшение качества жизни граждан. В связи с этим Янукович подчеркнул, что все программы власти должны быть направлены на восстановление доверия общества к ней. «Почти за 20 лет независимости ситуация не становится лучше, — отметил президент. — Она, к сожалению, ухудшается. Поэтому мы должны говорить не просто о безопасности вообще, а о национальной безопасности развития».
А ведь действительно, если вдуматься или просто посмотреть вокруг, нетрудно заметить, что власти в стране приходят на смену друг другу, а пропасть между очень богатыми и очень бедными все расширяется и углубляется. Почему? Да потому, что никто не хочет проводить так необходимые для развития страны реформы, а больше думает об увеличении своих рейтингов и капиталов. Но когда-то же этому должен прийти конец? Вот уже опять в годовщину «оранжевой революции» собрались на Майдане возмущенные несправедливостью люди. Да и прошедшие недавно местные выборы показали довольно ощутимую радикализацию настроений.
«И справа, и слева я ей основательно врезал...»
Эти слова из песни Владимира Высоцкого мне вспомнились как раз в связи с результатами местных выборов. Если применить эти слова к Украине, то понятно, что ей на этих выборах действительно серьезно «врезали» как левые, коими у нас традиционно считаются коммунисты, так и ультраправые, а именно националистическая партия «Свобода». И та и другая политическая сила довольно неожиданно получила ощутимый процент поддержки. Это свидетельствует как о радикализации настроений украинских граждан, так и об углублении раскола страны на приверженцев националистической идеи и тех, кто ее не приемлет. А еще выборы показали, что противостояние Партии регионов (Виктора Януковича) и Блока Юлии Тимошенко (собственно Юлии Тимошенко), бывшее основой политического конфликта последних лет, постепенно отходит в прошлое. Постепенно, потому что интерес к нему по-прежнему велик, но все же ПР одерживает победы на всех фронтах с очень большим преимуществом.
Характерной особенностью момента как раз и стало то, что более радикальные (или объявляющие себя таковыми и этим привлекающие избирателей) партии «нарастили мускулы». Причем «Свобода» Олега Тягнибока фактически получила электоральное «наследство» еще недавно очень влиятельных на Западе Украины БЮТ и «Нашей Украины», а КПУ улучшила свои результаты на Юго-Востоке — в традиционной вотчине регионалов.
Понятное дело, благодаря админресурсу, обещаниям и еще свежим воспоминаниям о власти «оранжевых» и «белосердечных» Партия регионов одержала убедительную победу на местных выборах. Однако ей необходимо помнить, что кредит доверия к власти, которая ничего реального не делает для улучшения жизни людей «уже сегодня», может очень быстро иссякнуть. И настроение народа может качнуться к более радикальному. Особенно если учесть последние события, связанные с принятием Налогового и Трудового кодекса, и обещания правительства выполнить требования Международного валютного фонда, которые, несомненно, не улучшат ни жизненный уровень, ни настроения людей.
И вот как раз в этой ситуации «на душу» электората может лечь радикализм. Правда, тут нужно, пожалуй, отметить, что «Свобода» несколько лет дрейфовала от радикализма в сторону более умеренных позиций, и этот дрейф, очевидно, будет продолжен (по крайней мере именно это следует из последних интервью ее лидера Олега Тягнибока). Тем не менее «Свобода» была воспринята патриотическим электоратом как ответ на ожидание «новых лиц». И Тягнибоку, надо отдать ему должное, в отличие от Тигипко, Гриценко, Яценюка, удалось создать ощущение новизны в глазах избирателей. Хотя, если честно, не такой уж он новичок в украинской политике. И не так уж новы идеи «Свободы». Куда важнее и опаснее для социального мира в Украине тот факт, что именно сейчас они нашли такой отклик.
Теперь главная задача «Свободы» — не остудить приверженности своих сторонников. А это вызовет новый поток суперрадикальных лозунгов и, возможно, действий. Если это удастся — на следующих парламентских выборах результат партии будет еще выше. Вопрос, собственно, только в одном: станет ли «Свобода» действительно общенациональной политической силой или ограничится несколькими областями Украины? Последние события свидетельствуют все же о реализации первого варианта.
Кстати, результат КПУ — тоже своего рода феномен. Партия, пребывая во власти, сумела «скрыть» этот факт от электората. Ведь невооруженным глазом было видно, что коммунисты и не собирались всерьез воевать с Партией регионов. Скорее всего, тут сказалась традиционная для «большевиков» радикальная риторика. В нее в очередной раз поверили люди на Востоке и Юге страны, надеясь, что пришедшие к власти хотя бы на местном уровне коммунисты не дадут в обиду простых людей. Что опять-таки свидетельствует: настроения стали более радикальными не только в Западной Украине, где, естественно, не очень-то жалуют не «свою» власть. Получается, что и к «своей» доверие не очень-то...
Опыт этих выборов раскрыл еще один нюанс: избиратель «ведется» на демонстрацию обновления. «Свобода», КПУ, Яценюк показали обществу свою способность меняться — и получили результат. Тимошенко же, Ющенко, Тигипко, Литвин предпочли остаться прежними — и, как говорил Леонид Кравчук, «маємо те, що маємо»... Еще одним чрезвычайно важным фактором и прошедших выборов, и акций протеста стало применение именно радикальных лозунгов. Вы заметили, что невысокий результат показали те партии, которые шли с довольно спокойными и привычными лозунгами, а также выпячивающие не идеи, а лидеров?
Радикализация лозунгов — (может быть, к сожалению) естественный путь развития миноритарных политических сил в современных украинских условиях. Потому что в современных политраскладах терять им нечего, а приобрести можно все. Во всяком случае на электоральном поле Украины свободного места еще много. Вот и получается, что радикализация — это естественный ответ украинскому харизматическому авторитаризму. Беда только в том, что эти радикальные лозунги избиратели, то бишь народ, могут воспринять всерьез. И смести тех, кто, по их мнению и по указке радикалов, не печется о благе народа.
Чем ответит власть?
Мне кажется, что президент и его советники эти угрозы хорошо понимают и попытаются все же исправить ситуацию, чтобы не доводить ее до критической. Ведь и без того местные выборы и акции протеста предпринимателей свидетельствуют о радикализации настроений в Украине. Так что же делать, как говаривал Михаил Горбачев, в современных реалиях? По словам Януковича, фундаментом национальной безопасности в Украине должны стать успешное проведение реформ и модернизация страны, эффективность самой власти как во внутренней, так и во внешней политике, наличие долгосрочной стратегии развития государства, широкая социальная база и сохранение общественной поддержки, а также недопущение новых политических кризисов и революций.
В связи с этим главной задачей на следующий год президент назвал проведение радикальных экономических преобразований при условии сохранения социальной стабильности. По мнению главы государства, первые антикризисные шаги власти принесли позитивный результат. В то же время Янукович отметил опасность снижения кредита доверия к власти. «Кредит доверия еще сохраняется, но он с каждым месяцем становится все меньшим», — констатировал президент. Он подчеркнул, что в Украине усиливается социальная напряженность, а впереди еще серьезные экономические изменения. По словам главы государства, предстоящие непопулярные шаги власти оправданы борьбой с продолжающимся в мире финансовым кризисом. «Нам надо соединить две чрезвычайно сложные задачи: реализацию реформ и минимизацию влияния на Украину новых кризисных процессов мировой финансовой системы», — подчеркнул Янукович.
Не только делать, но и разъяснять
А разъяснять придется немало. И потребует это значительных усилий и профессиональных, квалифицированных кадров, хорошо понимающих и ситуацию, и то, как объяснить людям необходимость тех или иных шагов власти. Порой непопулярных, но необходимых, если мы хотим, чтобы Украина продвигалась вперед в своем развитии, а не пребывала в стагнации.
Вот вам наглядный пример. Он касается непростых отношений с МВФ. Как заявил недавно вице-премьер Сергей Тигипко, позиция Международного валютного фонда по целому ряду реформ чрезвычайно жесткая. «Говорить о каком-то окончательном согласовании меморандума мы сможем только после 30 ноября, когда Кабинет министров одобрит эти условия, — сказал Тигипко. — А они очень жесткие по пенсионной реформе и по всем коммунальным проблемам. Аргументы просты: для того чтобы мы получили деньги, нам нужно все-таки голосование совета директоров».
Тигипко заметил, что сейчас «в Европе 7 из 10 стран поднимают пенсионный возраст». «Миссия, которая приезжает, спрашивает: откуда у вас такой оптимизм, что французы проголосуют за то, чтобы вы брали французские деньги, использовали их в Украине, после того как они прошли чрезвычайно трудный процесс по поднятию пенсионного возраста», — отметил вице-премьер. И добавил: «Мы продолжаем работу. Сейчас это все предварительные варианты, пожелания МВФ, с которыми мы еще работаем. Обойтись в такой сложной ситуации только популярными шагами мы не сможем».
Все это понятно. Только нужно открыто и откровенно говорить людям о таких проблемах. Тогда, возможно, и настроения у них будут не столь радикальными. И доверие к власти, глядишь, подрастет.