Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Саммит ОБСЕ в Астане: выиграл лишь Казахстан?

© POOL / Перейти в фотобанкСаммит ОБСЕ в Астане
Саммит ОБСЕ в Астане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В столице Казахстана Астане проходит саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. На форуме, среди прочих проблем, обсуждалось положение Грузии после военного конфликта с Россией в 2008 году.

В столице Казахстана Астане проходит саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. На форуме, среди прочих проблем, обсуждалось положение Грузии после военного конфликта с Россией в 2008 году. В заочную полемику на саммите вступили президенты России и Грузии Дмитрий Медведев и Михаил Саакашвили.

Рассказывает международный обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов, который находится в Астане:

– Так называемый "грузинский вопрос" стал предметом серьезных противоречий между, с одной стороны, Россией, а с другой стороны – большинством западных стран. Речь идет о том, что отношение к ситуации после августовской войны 2008 года вызывает неудовлетворение в первую очередь у самой Грузии, значительная часть территории которой, как заявил сегодня Михаил Саакашвили, оккупирована российскими войсками. Из его уст прозвучали обвинения в адрес Москвы: Москва не выполняет договоренностей о выводе войск, отказывается признать территориальную целостность Грузии и так далее. В Тбилиси дали понять, что если итоговая декларация саммита в части, касающейся этого вопроса, не будет сформулирована так, как этого хотели бы в Тбилиси, то грузинская делегация может заблокировать консенсусное принятие итоговой декларации. Это очень серьезное обстоятельство.

Президент Саакашвили произносил свою темпераментную речь в тот момент, когда президент Медведев уже находился по пути в аэропорт Астаны, чтобы улететь из Казахстана. Но в своем выступлении сегодня президент Медведев довольно жестко заявил, что неприемлем такой метод решения территориальных вопросов, какой использовала Грузия в 2008 году… Короче говоря, с самого начала было ясно, что эта проблема вызовет очень серьезное напряжение внутри ОБСЕ и мирно нынешний саммит (мирно – с точки зрения столкновения позиций) не окончится.

– В своем выступлении Дмитрий Медведев также заявил, что ОБСЕ нуждается в модернизации…

– Медведев вновь повторил, что вот уже два с половиной года идут дискуссии по предложенному им проекту нового договора о европейской безопасности. По его словам, чем дольше идут дискуссии, тем более становится ясно, что принятие такого документа уже давно назрело.

– Есть ли какая-то реакция на заявления Медведева?

– Его слова относительно необходимости принятия нового документа о безопасности восприняты как, в общем-то, дежурное высказывание – к этому тезису уже привыкли в Европе и в Соединенных Штатах. А вот что касается заявления президента Медведева относительно Грузии… Разумеется, в последующих выступлениях фактически всех основных западных представителей, включая госсекретаря Соединенных Штатов Хилари Клинтон, вице-премьера Великобритании Ника Клегга, президента Евросоюза Хермана ван Ромпея, четко и недвусмысленно была оказана поддержка Грузии, требующей соблюдения территориальной целостность страны и выполнения Россией своих обязательств по выводу войск с грузинской территории.

* * *

Руководство Казахстана смогло эффективно использовать факт председательства своей страны в ОБСЕ для решения некоторых внутриполитических задач и повышения международного авторитета. Ни одна из ключевых задач, о постановке которых заявлял Казахстан, принимая на себя обязанности председателя организации, между тем не выполнена.

Об этом - международный обозреватель РС, казахстанский политолог и журналист Мерхат Шарипжан.

– Руководство Казахстана эффективно и эффектно использовало все те козыри, которое оно имеет. В первую очередь это минеральные ресурсы, я имею в виду нефть и газ. Государства - члены ОБСЕ в Европе заинтересованы в газе. Это сыграло основную роль в деле избрания Казахстана на роль председателя ОБСЕ. То, что Казахстан, будучи председателем ОБСЕ, смог организовать саммит, который сейчас проходит, это тоже немаловажно. Дело в том, что это первый саммит за последние 11 лет, организованный председателем ОБСЕ. В плане пиара и некоего советского подхода к делу – когда рапортуется о том, что сделано, как сделано, – это эффектно и эффективно.

Но если смотреть, что было сделано за это время… Тема Нагорного Карабаха, например. Когда Казахстан только становился председателем ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев заявлял, что надо делать все возможное, чтобы урегулировать этот процесс или хотя бы сдвинуть с мертвой точки этот процесс. На самом деле именно в ходе председательствования Казахстана в ОБСЕ ситуация в Карабахе усугубилась, произошли даже военные стычки.

Да и ситуация в Киргизии... Когда была так называемая революция, Казахстан вел себя очень пассивно, выжидающе – и даже, я думаю, сделал все возможное, чтобы изолировать Киргизию от экономической и моральной помощи, в который Киргизия сильно нуждалась.

– Внутриполитические противники президента Казахстана Нурсултана Назарбаева накануне принятия ОБСЕ решения о том, что Казахстан возглавит эту уважаемую международную организацию, обращали внимание на те недостатки и особенности политической жизни Казахстана, о которых вы сейчас упомянули. В таких случаях международное сообщество принимает решение вовлекать в свою работу те государства, где стандарты демократии, с западной точки зрения, еще не достигли необходимого уровня. Это вовлечение дает возможность работать с этими странами для того, чтобы они потихонечку решали эти проблемы, связанные с трудностями демократического роста. Такого процесса не было заметно в течение минувших месяцев, когда Казахстан возглавлял ОБСЕ?

– Конечно, это было заметно. Во-первых, многие моменты даже вокруг ситуации со средствами массовой информации были мягче, давление оказывалось не такое сильное, как было раньше – не как в Туркменистане или Узбекистане. Родственникам, адвокатам людей, которые подвергаются каким-то преследованиям, предоставляется слово. Какие-то изменения, конечно, есть, но все это носит косметический характер. На выходе получается то, что было раньше.

– Позиция Нурсултана Назарбаева, той группы, которая стоит у власти, казахстанских политиков за минувшее время укрепилась или ослабла – из-за того, что Казахстан был во главе ОБСЕ?


– Я думаю, укрепились. И укрепились сильно, потому что председательство Казахстана в ОБСЕ для внутриполитического потребления стало очень важным шагом. Сильнейший, эффективный метод легитимизации власти для Назарбаева и его окружения – для того, чтобы показать обывателю: "наша политика, как внешняя, так и внутренняя, поддерживается Западом". А ОБСЕ - это в первую очередь Европа, это Запад. Так что положение сильно укрепилось как среди истеблишмента, так и среди обывателей.