Десять лет назад экономисты не могли даже вообразить, что в 2010 году банкротство будет грозить некоторым странам Европейского Союза. Или даже нескольким. Воображение экономистов бывает ограниченным, особенно если речь идет о будущем. Тем не менее, попробуем набросать возможный сценарий-катастрофу для Европы.
1. Греция будет не в состоянии исполнить свои обязательства, несмотря на предпринятые меры по экономии и международную помощь. Настанет частичная неплатежеспособность. Это уничтожит евро? Нет.
2. Ирландия окажется примерно в том же положении, что и Греция. Последствия? Более существенные, поскольку участие особенно немецких и британских банков в Ирландии высокое.
Немецкие банки, в отличие от экспортной промышленности, не слишком сильные, у них относительно низкие резервы для покрытия плохих кредитов.
3. После Греции и Ирландии волна банкротства накроет Португалию. Оттуда только шаг до Испании, а это сильно «прокредитованная» страна. Испанские банки до сих пор не рухнули, скорее всего, только из-за того, что их долговые требования к ипотечным кредиторам и девелоперам рассчитаны без учета снижения стоимости недвижимости. Перерасчет мог бы вызвать кризис.
4. Падение Испании означало бы, что европейский «защитный вал» пробит, поскольку в нем больше нет денег. В таких обстоятельствах может произойти что угодно. Кризис в Бельгии (о таком варианте говорят уже сегодня), во Франции и так далее. В таком случае очередь дойдет и до самой Германии, потому что участие немецких банков в Испании, Франции, Бельгии, Италии, … огромно, и его нельзя покрыть никакими дотациями.
5. Потом последовало бы коллективное банкротство членов еврозоны, ее распад и возвращение национальных валют? Скорее всего, нет. В случае такого катаклизма президент Франции Саркози, конечно, встретился бы с президентом Европейского центрального банка Трише (Jean-Claude Trichet). Первый из двух названных объяснил бы второму, что на кону судьба не только Франции, но и всей Европы, что настал момент, когда Великая нация (La Grande Nation) должна исполнить свою великую миссию.
6. Под великой миссией понимается высвобождение пока точно не установленного количества триллионов евро с целью покупки государственных долговых обязательств терпящих крах стран – Грецией начиная и Германией заканчивая.
7. Итог: страны еврозоны спасены от банкротства. Евро не умирает, более того ни одна страна, входящая в ЕС, не должна от евро отказываться. Гиперинфляция не последует, поскольку временная парализация кредитной активности коммерческих банков имеет сильное антиинфляционное действие. Объем денежных средств в еврозоне существенно возрастет, но все видели, что в США произошло то же самое, и американская экономика из-за этого не исчезла.
8. Пропагандисты соревнуются друг с другом в сочинении од о том, как лихо эта прекрасная единая Европа со всем справилась и насколько важно продолжать процесс дальнейшей интеграции. И хотя само решение несет в себе новый кредитный пузырь и моральный беспредел гигантских масштабов, пока это никого не волнует.
Для пунктов 5 и 6 уже был прецедент: в мае 2010 года Трише уступил Саркози в вопросе покупки государственных долговых обязательств Европейским центральным банком.
ЕЦБ все время утверждает, что у него есть политическая независимость, но однажды потерянное целомудрие не восстановить. Повторение такой практики в случае общеевропейского кризиса более чем реально.
Итак, в сценарии-катастрофе развала евро нет. Это было бы слишком оптимистично!
Наоборот, в нем речь идет об оплате долгов инфляционными деньгами и об укреплении ЕС по французским нотам.
Итак: создание европейского министерства финансов, введение новых налогов, «гармонизация» (читай: «повышение») налоговых ставок и так далее. Подобные меры уничтожили бы конкурентоспособность чешской экономики.
И, наконец, может так случиться, что новые члены Европейского Союза будут в равной степени отвечать за совокупность всех европейских долгов. Может случиться что-то еще более страшное? Воображение отказывает…
Автор – экономист компании Partners