Когда все, притом все чаще, говорят о необходимости сохранения мира, это является самым верным признаком того, что война на пороге. А война - это огромные человеческие жертвы и большие разрушения.
Но, как бы это цинично ни звучало, с точки зрения национально-государственных интересов, и тем более геополитики, в этом ничего фатального нет. Это просто попытка решения важных и серьезных проблем международной политики более радикальными средствами. Главное в том, чтобы в результате, хотя бы в среднесрочной перспективе, не оказаться в проигрыше.
Конфликты, существующие на постсоветском пространстве, вчера чуть не стали причиной срыва саммита ОБСЕ. Пришлось даже объявить незапланированный перерыв в пленарных заседаниях, для того чтобы попытаться согласовать итоговое заявление саммита.
Перед объявлением перерыва президент председательствующего в ОБСЕ Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил уверенность, что общий итог будет достигнут, однако известно, что многие страны не согласны с предлагаемым текстом. В частности, Грузия настаивает на отдельных пунктах, которые касаются Абхазии и Южной Осетии. С этими пунктами не согласна Россия. Такое же противостояние существует между Арменией и Азербайджаном в вопросе проблемы Нагорного Карабаха. Аналогичная ситуация с проблемой Приднестровья. Скорее всего, Молдова требует подтверждения в итоговой резолюции решения предыдущего саммита ОБСЕ о выводе российских войск с территории страны. Но сегодняшний правящий российский тандем вряд ли готов взять на себя подобные обязательства.
А в кулуарах саммита обсуждали неожиданный отъезд президента России Дмитрия Медведева, который, как предполагалось ранее, должен был подписывать итоговую резолюцию от РФ. Отбытие Медведева в кулуарах саммита связывают с тем, что его инициативы о новой архитектуре мировой безопасности не были поддержаны.
А до этого, вслед за президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, глава армянского государства Серж Саргсян наглядно продемонстрировал всему мировому сообществу, насколько стороны далеки от урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. С.Саркисян заявил, что Азербайджан является единственной страной ОБСЕ, которая с гордостью говорит об увеличении своего военного бюджета.
"Последние 16 лет используются Азербайджаном для подготовки к новой военной агрессии под прикрытием переговоров и противоречат усилиям Минской группы. Тем не менее, не принимаются необходимые меры перед лицом грубейшего превышения Азербайджаном максимальных ограничений по военной технике и вооружениям. Более того, военная техника продается Азербайджану государствами-участниками ОБСЕ.
Все это сопровождается неприкрытыми антиармянскими заявлениями из уст азербайджанских лидеров", - сказал С.Саргсян. С.Саргсян также посетовал на то, что азербайджанские официальные лица никогда не упускают момента сказать, что столица Армении - Ереван - размещена на исторически азербайджанской земле. "Попытки Азербайджана заставить нас пойти на односторонние уступки - основной камень преткновения на пути решения проблемы. Азербайджан не проявляет интереса в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Единственная цель - нанесение максимального ущерба Армении. Армения категорически отказывается от возвращения к военным действиям в Нагорном Карабахе в качестве допустимого варианта. В случае, если Азербайджан прибегнет к военной агрессии, у Армении не будет другого выбора, как признать Нагорно-Карабахскую Республику", - сказал С.Саргсян.
А президент Турции Абдулла Гюль в своем выступлении отметил, что существование "замороженных конфликтов" "подрывает престижа организации". "Нужно сделать так, чтобы саммит стал поворотным моментом в нашем отношении к затянувшимся конфликтам", - заявил он (АПА). А.Гюль особо призвал ОБСЕ использовать все возможности для решения затянувшихся конфликтов, в том числе и в Нагорном Карабахе, с учетом принципа территориальной целостности стран: "Мы должны решительно использовать все имеющиеся у нас инструменты для преобразования. Турция со своей стороны готова содействовать мирному разрешению конфликтов в Грузии, Молдове и Азербайджане на основе обеспечения соблюдения территориальной целостности и суверенитета этих стран".
При этом президент Турции в своих публичных заявлениях продолжает утверждать, что "политика "ноль проблем с соседями" все еще жизнеспособна. Близкие отношения между Анкарой и Москвой привели к прогрессу в разрешении нагорно-карабахского конфликта, сказал А.Гюль в интервью агентству Reuters, опубликованном в четверг.
"Турция совместно с Россией играет ведущую роль в попытках решить нагорно-карабахский конфликт. Я обсудил этот вопрос с президентом России Дмитрием Медведевым на саммите в Астане", - сказал А.Гюль.
По словам турецкого президента, хотя на данный момент и нет прорыва, предпринимаются некоторые позитивные шаги, ведется спокойная, но очень решительная дипломатия. "Я искренне верю, что фактическая ситуация не входит в интересы ни одной из сторон", - сказал А.Гюль.
Но, если то, что мы наблюдали в Астане, можно считать прогрессом, то как посредники, так и стороны конфликта по какой-то причине очень умело скрыли от всех, в том числе от международного сообщества, истинное положение дел. Ради этого они даже были согласны сорвать принятие итоговой резолюции саммита.
Между тем официальный Баку уже заявил, что недоволен итогами саммита ОБСЕ в Астане.
Спустя 11 лет после проведения саммита ОБСЕ в Стамбуле Азербайджан возлагал очень большие надежды на астанинский саммит, однако, как всегда, Армения проявила неконструктивность в отношении мирного переговорного процесса. Как сообщает 1news.az, об этом в четверг журналистам заявил заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов.
По его словам, всякий раз, когда намечается сближение между сторонами, Армения срывает переговорный процесс. "Вы помните, каким образом в 1999 году произошла смена власти в Армении, хотя стороны были очень близки к соглашению. То есть весь мир убедился еще раз в неконструктивности Еревана. Однако наш президент в своем выступлении еще раз изложил позицию Азербайджана и заявил, что он не может далее терпеть такую ситуацию, когда азербайджанские земли находятся под оккупацией", - подчеркнул А.Гасанов.
На уточняющий вопрос журналистов: "Выходит ли из ваших слов, что терпение Азербайджана на исходе?" А.Гасанов сказал, что "терпение Азербайджана небезгранично". "Если в один прекрасный день Азербайджан воспользуется своим правом и пойдет на освобождение своих оккупированных территорий, это никого не должно удивлять. Тем не менее, мы пока остаемся сторонниками продолжения мирных переговоров и будем надеяться, что после астанинской встречи Минская группа активизирует свои усилия. Но я еще раз повторяю, что наше терпение небезгранично, и пусть Армения и международное сообщество делают выводы из неконструктивной позиции Еревана", - отметил глава отдела администрации президента Азербайджана.
В Ереване отношение к итогам саммита ОБСЕ в Астане по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта неоднозначное.
Заявление, принятое в Астане по Карабаху, подтверждает неприемлемые положения Мускокского документа, где говорится о возврате оккупированных территорий. Об этом в беседе с корреспондентом "Регнум" сказал член комиссии по внешним отношениям оппозиционного Армянского национального конгресса Владимир Карапетян.
"Принятый документ ссылается на совместное заявление руководителей стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ: президента РФ Медведева, президента Франции Саркози и президента США Обамы от 26 июня 2010 года в Мускоке, в котором территории, которые находятся под контролем "НКР", обозначены как оккупированные, и в нем содержится требование об их возвращении. Это для нас не может быть приемлемым. Серж Саргсян подписался под проазербайджанским заявлением и тем самым ратифицировал Мускокское заявление, в котором существует конкретный пункт о возвращении территорий", - заявил В.Карапетян.
По его словам, подписавшись под текстом заявления в Астане, Серж Саргсян фактически сделал еще один шаг в направлении ослабления позиций Армении и обеспечил Азербайджану юридическую основу для требования вернуть территории, "которые, помимо прочего, являются для Карабаха еще и зоной безопасности".
"В документе есть также ссылка на Майндорфскую декларацию, в которой содержится пункт, где говорится, что стороны договорились об урегулировании конфликта по принципам международного права и с учетом документов, принятых международными организациями. Дело в том, что в то время проазербайджанских документов, принятых весомыми международными организациями, было сравнительно меньше, чем сейчас, когда уже есть заявления, принятые Европарламентом, ПАСЕ, НАТО, саммитом стран Каспийского бассейна, и везде Карабах рассматривается в рамках территориальной целостности Азербайджана.