Брюссель — Менее двух недель назад генеральный секретарь НАТО Андерс Фог-Расмуссен, выступая на саммите в Лиссабоне, возвестил о наступлении «подлинного нового начала» в отношениях с России — бывший враг тогда согласился положить конец давнему противостоянию планам НАТО строить систему обороны от баллистических ракет.
Но Кремль теперь говорит о несколько ином «новом старте». Как президент Дмитрий Медведев, так и премьер-министр Владимир Путин выступают с предупреждением, что может начаться новая «гонка вооружений», если НАТО не согласится с идеями Кремля о развертывании системы противоракетной обороны, а США не ратифицируют нового договора о ядерном разоружении.
В Wall Street Journal написали, что «не названные по именам представители госструктур США» сказали, что Россия недавно переместила ядерные вооружения тактического назначения в Калининградскую область — не граничащий с основной территорией России регион, имеющий зато общую границу с Литвой и Польшей (обе эти страны состоят в НАТО).
Но Расмуссен все равно испытывает оптимизм.
«Мы находимся на верном пути, ведущем к очень позитивным отношениям между НАТО и Россией», — сказал он.
В среду, давая интервью GlobalPost, генеральный секретарь заявил, что не отмахивается от новых угроз России, но предлагает трактовать их следующим образом: «У них ведь есть внутренняя аудитория, и я полагаю, что русские хотят дать понять, что у них, как и у нас, тоже есть своя позиция».
Вскоре станет ясно, что разделяет эти две позиции в том, что касается противоракетной обороны. На следующей неделе на заседаниях совета России — НАТО начнут обсуждать, каким конкретно образом будет осуществляться сотрудничество между НАТО и Россией в области противоракетной обороны; намеченная цель — подготовить в общих чертах план к июню, когда вновь пройдет встреча на уровне министров.
Но Россия заявляет, что речь должна идти о едином щите, который покрывал бы как Россию, так и все двадцать восемь стран НАТО. Как сообщил редакции GlobalPost один источник из НАТО, в альянсе считают, что нужно делать именно две взаимосвязанные системы.
Расмуссена подобные разногласия не смущают.
«Дело в том, и надо сказать, что это хорошо, что мы решили начать совместный анализ методов улучшения наших отношений в области противоракетной обороны и возобновить практическое сотрудничество, в частности, начать вести учения по так называемой потеатровой противоракетной обороне с целью защиты наших войск».
На вопрос о том, могла ли Россия переместить ракеты в Калининградскую область, Расмуссен сказал, что его это не волнует.
«Не вдаваясь в подробности военных и разведывательных аспектов, могу заверить вас, что мы внимательно следим за всеми существенными военными событиями вокруг нас, и я уверен, что Россия не представляет угрозы ни для НАТО в целом, ни для какой бы то ни было страны НАТО», — сказал Расмуссен.
Но есть и еще одно «начало» («старт»), могущее вызвать напряженность, и тут уже Россия ни при чем. Сенат США задерживает ратификацию договора СНВ (по-английский — START, отсюда игра слов — прим. пер.), согласно которому, по совместному плану Медведева и президента США Барака Обамы, арсенал ядерных вооружений обеих стран за ближайшие семь лет должен быть сокращен на 30% и доведен до численности 1 550 боеголовок. Также договор предусматривает взаимные проверки, которых не проводили уже почти год — с тех пор, как истек срок действия прежнего договора СНВ.
Обама говорит, что этот договор — одна из главных его внешнеполитических задач, а сенаторы-республиканцы — что не считают это срочным делом, несмотря на просьбы министра обороны Роберта Гейтса, бывших госсекретарей-республиканцев и прочих дипломатов со всего мира. Кремль в нетерпении переминается с ноги на ногу и грозит начать наращивать свои арсеналы, если США быстро не согласятся на обоюдное разоружение.
По словам Расмуссена, это его действительно «очень сильно беспокоит».
«Если не ратифицировать договор СНВ или существенно задержать ратификацию договора СНВ, то это может возыметь очень далекоидущие последствия», — сказал он. Расмуссен хотел бы, чтобы сокращения ракет высокой дальности начались, надеясь, что за ними последует и сокращение ракет малой дальности.
«Это имело бы исключительную важность для стран Европы», — сказал он.
На вопрос о том, подействует ли это в наибольшей степени на Бельгию, Германию, Нидерланды и Турцию (согласно недавним разоблачениям WikiLeaks, именно в этих странах хранится ядерное оружие США тактического назначения), Расмуссен отвечать отказался.
В феврале из Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и Норвегии Расмуссену было отправлено письмо с просьбой придавать больше значения вопросам, связанным с ядерным оружием, при работе альянса. Министр иностранных дел Германии Гвидо Вестервелле (Guido Westerwelle), в частности, публично требовал, чтобы из Германии было вывезено все ядерное оружие, но в документах госдепартамента США, опубликованных WikiLeaks, говорится, что советник по национальной безопасности Германии Кристоф Хойсген (Christoph Heusgen) на встрече с американскими дипломатами высказался против этой инициативы.
Генсек НАТО отказался говорить как об этом, так и о всех остальных сведениях, содержавшихся в засекреченных документах. Расмуссен присоединился к длинному списку известных деятелей, расстроившихся из-за разоблачения сайтом WikiLeaks методов и инструментов ведения международных отношений.
Как гражданское лицо, как глава самого могущественного в мире военного союза и как человек, выполняющий сложные дипломатические маневры, от которых могут зависеть тысячи жизней на поле битвы, Расмуссен волнуется из-за этого не из одних лишь риторических соображений.
«Если эта коммуникация станет невозможной, то возникнет опасность усугубления трений и выхода ситуации из-под контроля», — заключил он.
Возможно, после разоблачений WikiLeaks мир изменится и понадобятся еще какие-то новые начала.