7 декабря в Брюсселе собирается 26-й саммит Россия – Европейский Союз. В бельгийскую столицу прибудет российский президент Дмитрий Медведев.
В преддверие встречи в верхах с российской стороной, председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпей и глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу обнародовали в Брюсселе свои заявления о предстоящем саммите. Ван Ромпей заявил, что саммит – это возможность продолжить обсуждение тематики встречи государств "двадцатки" в Сеуле о восстановлении экономики. Он также отметил важность двусторонней проблематики, включая вступление России во Всемирную торговую организацию, визовые проблемы, отношения с общими соседями и права человека.
По словам же Баррозу, саммит "даст дальнейший импульс к партнерству для модернизации, являющейся ключевым элементом поддержки политических и экономических реформ в России". Он заявил, что рассчитывает на достижение прогресса по важным направлениям сотрудничества, в частности, по подготовке России к вступлению в ВТО, которая может стать членом этой организации в 2011 году.
Постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов на посвященной саммиту пресс-конференции в Брюсселе также отметил, что стороны согласовали вопросы о вступлении России в ВТО. Соответствующий меморандум собирались подписать еще до начала саммита. Комментирует повестку дня в интервью РС независимый эксперт, преподаватель Свободного университета Брюсселя Нина Башкатова:
– Саммит успешно воспользуется тем благоприятным контекстом, который сложился сейчас вокруг НАТО, то есть общим климатом разрядки между Россией и Западом. В то же самое время, если верить поступающей информации, Европейская комиссия, которая занимается технической стороной продвижения проектов, в последнее время добилась заметного прогресса. Во что это выльется – другой вопрос. Думаю, стороны опять зайдут в тупик в вопросе визовой проблемы. Как всегда, русские выложат на стол свои известные аргументы, в то время как европейская сторона совсем не готова к соглашению по визам. Не будет забыт и относительный провал конференции ОБСЕ. Но, все же, не следует недооценивать глобальный контекст, в котором собирается саммит ЕС–Россия. На этот раз он особенный, я думаю, впервые за долгое время сложился такой набор благоприятных обстоятельств.
– А что касается партнерства для модернизации?
– Эта часть программы интересна сама по себе, но, вместе с тем, в ней много неясного. Кажется, мы снова сталкиваемся с разными подходами. Россия предлагает партнерство для модернизации, под которым она подразумевает, что европейские предприятия смогут участвовать в модернизации России на взаимовыгодных условиях. А европейская сторона исходит из позиции, что в России снова верит в утопическую идею о том, что можно модернизировать экономику без модернизации политической системы и общества. Не думаю, что от этого стоит ждать многого.