Теперь иностранцы любой национальности могут служить в российской армии, согласно новому закону, сообщает Минобороны на своем веб-сайте. Основные требования – хорошее знание русского языка и отсутствие криминальной истории. Все, кто хочет служить в российской армии и соответствует этим критериям, могут подписать первоначальный пятилетний контракт. А после трех лет службы иностранные военнослужащие могут претендовать на российское гражданство.
Идея не нова, и на данный момент уже есть случаи, когда иностранцы служат в российской армии. По расчетам, в 2009 году в российской армии служило около 350 иностранцев. Большей частью из стран СНГ, но были и некоторые из Западной Европы. Еще в два раза больше претендентов подавали заявки, но их кандидатуры были отклонены в основном из-за плохого знания русского языка и в целом низкого образовательного уровня. Новый закон снижает требования по уровню образования для иностранных солдат, кандидатам теперь не нужно иметь аттестат об окончании средней школы, но даже те, у кого он есть, не имеют права служить офицерами.
В том, как этот иностранный легион повлияет на армию России, которая, согласно программе военной реформы, должна быть сокращена до одного миллиона человек к 2016 году, эксперты разделились, также как и расходятся обоснования решения нанять иностранцев. «В теории, все контрактники должны быть лучше мотивированы, чем обычные призывники», - заявляет Анна Костус, аналитик в департаменте военных исследований Королевского колледжа в Лондоне. «Но я не думаю, что число иностранцев, набранных на службу в российскую армию, ощутимо увеличится. Я думаю, дело в том, что эта возможность открыта только для русскоговорящих, ограничения на продвижение по службе и плохое обращение с проходящим срочную службу снизит привлекательность контракта, даже для людей с низким уровнем образования», - сказала она.
Илья Яшин, лидер оппозиционного движения «Солидарность», уверен, что решение нанимать иностранцев означает провал военной реформы. «Никто в России не хочет служить в армии. Молодые люди уверены, что армия – это форма рабства и потеря времени. Десятки тысяч юношей каждый год делают все, что в их силах, чтобы получит отсрочку или откупиться от службы, - говорит он, - российская армия погрязла в дедовщине, коррупции и некомпетентности. Кажется, что решение привлекать иностранцев было принято от безнадежности. Тузы в Министерстве обороны, возможно, надеются решить проблему недостатка новобранцев таким путем».
Однако некоторые эксперты уверены, что иностранные новобранцы могут быть выгодны российской армии. «Советская армия была многонациональной и мультикультурной, и это был позитивный фактор, - говорит Андрей Клестов, капитан в отставке, - в моем подразделении служили бойцы из Центральной Азии. В общем и целом, они служат лучше, чем русские. Они не пьют алкоголя, они ответственны и дисциплинированны. Они выросли в той культуре, которая призывает к беспрекословному подчинению. Благодаря этому они становятся хорошими солдатами».
«Низкий уровень образования потенциальных контрактников не должен представлять собой проблему, - продолжает Клестов, - вряд ли они будут служить в ракетных войсках или где-то еще, где требуются специальные навыки и знания. Но почему бы им не служить, например, в стройбатах?»
За пределами России существует два основных пути, по которым национальные армии набирают иностранцев. Некоторые страны создают с их помощью элитные формирования, такие как знаменитый французский Иностранный легион и некоторые подразделения британской армии. Эти престижные формирования предлагают высокие зарплаты, поэтому есть много кандидатов, желающих в них вступить.
Второй способ – ввести схемы для массового набора иностранцев, которыми пользуются в Великобритании или США. В то время как британская армия ограничена набором граждан только из стран Содружества, американские вооруженные силы открыты для людей со всего мира. В обоих случаях стимулы весьма сильны. Иностранцы, которые вступают в ряды британской армии, получают все права и преимущества обычных британских солдат. Они могут быть произведены в офицеры, а также их воинская служба приносит дополнительные очки, когда они подают на визы и разрешения на работу. В Америке иностранцы, имеющие «грин кард», которые проходят через воинскую службу, впоследствии имеют право на упрощенную и ускоренную процедуру подачи заявления на гражданство.
Кажется, что Россия старается следовать второму подходу. Но может ли она правда создать соответствующие условия для иностранных контрактников? «Может возникнуть проблема с недостатком интеграции иностранцев – они могут не до конца понимать культуру своих сослуживцев. Ну и когда в войсках много иностранцев, это порождает потенциал для предательства», - говорит Костус.
«Иностранные наемники вряд ли помогут российской армии преодолеть кризис, но они могут принести новые проблемы, - сказал Яшин, - это может привести к еще большей дедовщине, а число дезертиров может возрасти. Иностранцы, которым не понравятся реалии армейской жизни, могут самовольно покидать бараки, и возможно с оружием». Клестов уверен, что моральная атмосфера в воинских частях серьезно зависит от офицеров. «Если офицеры – высокопрофессиональны и ответственны, они разом прекращают дедовщину. Но если командиры плохо исполняют свои обязанности, все может случиться», - сказал он.
Но, несмотря на эту разницу во мнениях, в том, что России нужна профессиональная контрактная армия, есть консенсус. «Система воинской повинности должна быть отменена, а число военнослужащих должно быть сокращено. Но армия должна набирать только людей в хорошей физической форме и с хорошим психическим здоровьем, причем у них должна быть сильная мотивация служить. Армия должна предложить им высокие зарплаты и профессиональное обучение», - сказал Яшин.
Лидер «Солидарности» также уверен, что бюджетные ограничения – это не более чем предлог.
«Когда правительство говорит, что в государственном бюджете нет достаточного количества денег для такой реформы, это звучит нечестно. Два фактора препятствуют реформе. Во-первых, российские лидеры не имеют достаточной политической воли для этого. Во-вторых, военная бюрократия не заинтересована ни в каких военных реформах. Это не удивительно – в отличие от призывников, будет трудно заставить контрактников бесплатно строить генеральские дачи».