7 декабря завершился визит в Польшу российского президента Дмитрия Медведева. По некоторым прогнозам, тема отношений России с НАТО станет одной из основных в ходе официального визита президента Польши Бронислава Коморовского в США 8-9 декабря. По данным Левада-центра, отношения между Россией и Польшей основная масса граждан, 50 % респондентов, оценивает нейтрально: как не хорошие, но и не плохие. О хороших отношениях говорит 20 % опрошенных, то есть каждый пятый. И примерно в два раза меньше - 11 % россиян - считают, что отношения между двумя странами плохие.
Однако, если взять данные других исследований, картина получается иная. Об этом - социолог Леонид Седов.
- В целом не очень благоприятно воспринимается Польша российскими гражданами. Она занимает седьмое место в перечне стран, которые россияне считают враждебными по отношению к России: после стран Прибалтики и Грузии. Выяснилось, что партнером Польшу считают 27 %, союзником - 22 %, противником - 17 % и даже врагом - 2 %. Перевешивает, конечно, слегка положительное отношение к Польше, что не мешает ей быть в ряду противников России.
- Каковы наиболее проблемные точки в отношениях двух стран, по мнению граждан России?
- Напряженность в отношениях между Польшей и Россией, по мнению четверти опрошенных, обусловлена намерением Соединенных Штатов разместить в Польше противоракетную систему обороны. Эта проблема очень муссируется нашей пропагандой, поэтому она на первом месте как фактор напряженности. Еще Польшу рассматривают как противника улучшения отношений России с Европейским союзом. У 22 % россиян по этому поводу негативное к ней отношение.
- Тем не менее, следующая позиция в этом списке - это нежелание российской стороны признавать ответственность за преступления сталинских лет…
- Да, примерно столько же, 21 %, считают, что Россия сама виновата в обострении отношений с Польшей, в напряженности в этих отношениях, потому что не желает признать за собой вину за пакт Риббентропа, за оккупацию в 1939 году районов Польши, относящихся к Западной Украине. Еще одна причина: Польшу считают неблагодарной. 18 % считают, что Польша не проявляет достаточно благодарности за то, что Советский Союз освободил эту страну от гитлеровцев, а вину Советского Союза, опять-таки, видят в том, что Польше Советский Союз навязывал социалистическую систему, тогда как она была больше расположена к западным путям развития, 17 % вменяют это в вину Советскому Союзу.
- Жива ли в общественном сознании России память о катынской трагедии?
- Достаточно много людей просто не очень-то и осведомлены о ней. Правда, эта осведомленность за последнее время очень выросла, в частности, после поездки Путина в Катынь и после катастрофы самолета, в котором погибло польское руководство. После этих событий осведомленность выросла до 74 %, а до этого была на уровне 45 %.
- А те, кто знают о трагедии в Катыни, на кого возлагают ответственность за нее?
- Большая часть людей все-таки возлагает ответственность на сталинское руководство - 35 %, а 18 % продолжают пребывать в убежденности, что за катынский расстрел польских офицеров ответственны гитлеровцы.
- Что говорит нам о самих россиянах такое их отношение к Польше как сейчас?
- То, что россияне Польшу считают врагом, говорит скорее о том, что они все-таки плохо осведомлены о причинах этой напряженности и приписывают Польше враждебность в связи с некоторыми вещами, которые на самом деле опасности для России не представляют. Взять ту же проблему размещения ракет. Американцы достаточно убедительно доказывают, что эти меры вовсе не направлены против России, а наша пропаганда внушает соотечественникам, что тут кроется очень большая опасность и что Польша в этом смысле является враждебной страной. Особенно болезненно воспринимается это все в связи с тем, что страны бывшего социалистического содружества по-прежнему в сознании людей существуют как некая сфера влияния России, как некие союзники, которые обязаны быть лояльными по отношению к России…
Итак, в отношениях россиян к Польше присутствуют страхи и подозрительность, по мнению экспертов, часто не вполне обоснованные. Однако, когда весной этого года в авиакатастрофе погибли руководители Польши, лишь 7 % опрошенных Левада-центром заявили, что не испытали по этому поводу никаких особых чувств. 24 % при этом почувствовали ужас, а 65 % - сострадание.