Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Не вынесла душа поэта…» Строчка Лермонтова всплыла в памяти сразу по прочтению заявления «посла» России в Абхазии Семена Григорьева. Нет, конечно же, он не поэт - он так же далек от поэзии, как и от дипломатии - но явно не выдержал «позора мелочных обид» и выдал нечто, очень похожее на крик души российской политики в отношении Абхазии.

«Не вынесла душа поэта…» Строчка Лермонтова всплыла в памяти сразу по прочтению заявления «посла» России в Абхазии Семена Григорьева. Нет, конечно же, он не поэт - он так же далек от поэзии, как и от дипломатии - но явно не выдержал «позора мелочных обид» и выдал нечто, очень похожее на крик души российской политики в отношении Абхазии.

А дело было так. Абхазский журналист Ахра Смыр в своем блоге высказался по вопросу российско-абхазских отношений, описав их так, как видит и чувствует. «Приняв российские схемы управления государством, мы приняли на себя все болячки этих схем, - вполне логично рассудил автор. - Сосуществование Абхазии с Россией напоминает половой акт с инфицированным партнёром. Удовольствие от такого акта напрочь перебивает необходимость дальнейшего (долгого и дорогостоящего) излечения от вируса коррупции. Принятие коррупционных схем отразилось в удорожании всего, что можно купить. Дороговизна, в свою очередь, приводит к неконкурентоспособности, а затем и к гибели толком не родившейся абхазской экономики».

Смыра одернули сразу. Семен Григорьев не вынес «позора мелочных обид» и, посчитав, что мысли абхазского блоггера угрожают российско-абхазским отношениям, выступил с гневной отповедью. «Поражает цинизм выбранной формулы, характеризующей, по мнению автора, российско-абхазские отношения, - пригвоздил наш поэт крамольника к позорному столбу, - Может быть, г-н А.Смыр по своей молодости не понимает, что своим сравнением он оскорбил российское государство, которое, между прочим, первым признало независимость его страны, невзирая на все издержки? Наверное, ему невдомек, что оскорбление нанесено всему российскому народу, сотни представителей которого отдали свои жизни за свободу Абхазии».

Представим на минуту, как посол Франции, или Испании, или даже Венесуэлы, столь близкой душевно к России, отвечает отдельному блоггеру, нелицеприятно написавшему о наболевшем... Сюр, не правда ли? Но в России – «супердержаве», не знающей куда и зачем идет - это посчитали обычным делом. Однако ответ ответу рознь. В конце своего пламенного спича Григорьев, свято блюдя традиции своего ведомства от г-на Лаврова, еще и пригрозил блоггеру лишением российского гражданства! Иначе трудно трактовать недвусмысленный намек «посла»: «Если же восприятие России как «инфицированного партнера» является его принципиальным убеждением, непонятно, как это сочетается с наличием у г-на Смыр российского гражданства. Возможно, г-н Смыр стал гражданином РФ по ошибке, помимо собственной воли? Что же, мы готовы помочь ему исправить эту ошибку».

Даже если счесть, что никакого сюра здесь нет и для послов цивилизованных стран вполне допустимо комментировать интернет-блоггеров, все равно остается очевидное: вряд ли кто из них умудрился бы допустить при этом столь грубые политические ошибки. А российский «дипломат» в своей отповеди умудрился сделать это четырежды.

Во-первых, Григорьев зачем-то счел нужным оговорить, что ни в коем случае не выступает «против того, чтобы абхазские журналисты рассуждали о внутренних проблемах России». Но, позвольте, кому сдались внутренние проблемы России? Ведь пассаж Ахры Смыра посвящен сегодняшнему состоянию дел в Абхазии, которая прогнивает, приняв коррупционную госсистему России (наличие такой системы – факт и общее место, с чем вряд ли кто будет спорить, особенно в свете недавних материалов WikiLeaks). Хотя, может быть, Семён Вячеславович, являясь (по его собственным словам) «внимательным читателем», просто оказался невнимательным писателем? Или он все-таки считает происходящее в Абхазии внутрироссийской проблемой?

Во-вторых, Григорьев недвусмысленно напомнил еще раз, кому абхазы обязаны признанием своего «независимого» образования (как и, собственно, существованием самого образования). Они обязаны не только помнить об этом все время, но еще и ползать на коленях, не произнося ничего, что может не понравиться «послу» и его начальству. Григорьев просто сказал «Цыц!» и предложил не забывать, с чьей руки кормятся абхазы. По-видимому, представитель России рассчитывает, что у абхазов заиграет чувство благодарности, и они понуро промолчат. И он не ошибся, как минимум, в одном – в реакции абхазского руководства.

Сергей Багапш сделал то, «что у него хорошо получается - собрал представителей "творческой интеллигенции" и показал им еще одного "антироссиянина" Ахру Смыра», - пишет в своем блоге еще один абхазский журналист Антон Кривенюк. - Я хорошо чувствую атмосферу этого мероприятия, хоть и не имел счастья там быть. Это атмосфера подлинного лицемерия, где собрались как раз те, кто больше всего подходит под определение "националистов". В духе нетленных традиций они дали гневную отповедь "антироссийски настроенным элементам"…»

В-третьих - оказывается, Смыр нанес оскорбление «всему российскому народу, сотни представителей которого отдали свои жизни за свободу Абхазии». Прочитал и чуть не упал со стула. Позвольте, позвольте – а как же сказочка о том, что Россия никак не причастна к конфликту в Абхазии? Что российские войска и «добровольцы» не участвовали в войне и не имеют никакого отношения к этническим чисткам? Нет, конечно, все всё прекрасно знают - но все-таки официальные лица РФ не часто балуют нас такими признаниями. Отдельно стоит выделить слова о том, что россияне «отдали свои жизни за свободу Абхазии», а не за геополитические интересы Кремля. Что это – цинизм или святая простота, которая «хуже воровства»?

И, наконец, в четвертых, угроза отобрать российский паспорт. Это же не просто возможное наказание Смыру. Это, фактически, неприкрытая угроза всем абхазам, не желающим «прогибаться под изменчивый мир». Теперь будут знать, что «шаг влево, шаг вправо – расстрел». Ведь почти все абхазы имеют российское гражданство и пользуются льготами, которые подразумевает наличие российского паспорта – например, могут выезжать в Россию или другие страны, получать солидные по абхазским меркам пенсии…

Тут очень кстати вспомнить сентябрьское заявление Григорьева: «Теперь для получения российского гражданства гражданин Абхазии должен предъявить документ о том, что он подал документы на выход из абхазского гражданства, так как между Москвой и Сухуми пока нет соглашения о двойном гражданстве». В этой связи возникает вопрос: так кем же являются жители Абхазии, имеющие российские паспорта, которые не признавались в самой РФ с момента их выдачи? Гражданами России или только «гражданами Абхазии»?

Впрочем, не стоит забывать, что в реальности они являются гражданами Грузии - согласно грузинскому и международному законодательству (что однозначно подтвердил юридический анализ вопроса экспертами «комиссии Тальявини»).
Ахра Смыр действительно допустил одну серьезную ошибку. Надеюсь, после заявления Семена Григорьева он это понял и сам. Ошибка же состоит в том, что Россия – это не просто инфекция. Россия - это СПИД. Который убивает. Достаточно характерно само назначение «послом» в Абхазию выпускника МГИМО, который 6 из 27 лет своей дипломатической карьеры провел в Афганистане, отсюда 4 года – во время СССР, в период советской оккупации этой страны. Опыт у Григорьева подходящий – отсюда и его поведение. Мы помним, что в итоге Кремлю пришлось прекратить оккупацию и оставить афганцев в покое. Но не следует забывать и о том, что Москва сделала с этим народом перед выводом своих войск.

Поэтому «возмущенное заявление» российского «посла» следует понимать как одну из первых ласточек «особого» отношения России к абхазам. Учитывая ничтожность повода, возникает подозрение, что Григорьев ждал только подходящего случая, чтобы демонстративно расставить все точки над «i». Не исключено, что вслед за заявлениями могут последовать иные, более прикладные действия – чтобы понятней было. Так что Ахре Смыру стоило бы теперь быть осторожней. Его и так многие в Абхазии недолюбливают - по большей части, власть имущие и приближенные к ним лица. Что вполне понятно в свете прямых рассуждений и меткой критики абхазского руководства, отличающих этого журналиста. Если бы не инвалидность с детства и отец, посмертно награжденный «Орденом Леона» - неприятности могли настигнуть Смыра еще раньше. Впрочем, Григорьев оказался способен призвать сына героя к ответу за мнимое оскорбление памяти казачков, воевавших в Абхазии за деньги или обещанные им «трофейные» дома.

Отмечу еще один пассаж «посла» РФ. Семён Вячеславович тыкает пальцем в то, что статья абхазского журналиста была «незамедлительно размещена на одном из не самых дружественных Абхазии Интернет-сайтов». Догадаться не трудно. Мнение Ахры Смыра перепечатал грузинский сайт «Наша Абхазия». Не это ли так разозлило товарища Григорьева? Российский «посол» в абхазской колонии если не понимает, то чувствует, что Грузия намного дружественнее к абхазам, чем Россия - к той виртуальной Абхазии, которую она сама создала и манипулирует, как отменный карточный шулер. В отличие от россиян, для которых Абхазия – это лишь дачки под пальмами и средство удовлетворения имперских амбиций, грузины видят в абхазах частичку своей генетики. И этого не сотрешь никакими бредовыми заявлениями.

Мы уже выяснили, что Григорьев читает блоги, а сам он характеризует себя, как «внимательного читателя». Поэтому, может быть, он припомнит одну грузинскую притчу, недавно мелькнувшую в блоге, хозяин которого часто пишет об Абхазии: Затеял один князь большой пир. Направил гонцов к соседям. А к одному князю послал кривого-рябого слугу. Приглашенный князь увидел, кого к нему прислали, и с возмущением спросил гонца: «А что, у твоего князя не было человека послать ко мне?!» Гонец ответил: «Князь, человека он к человеку послал, а меня - к тебе!»