Десятки попали в больницы, сотни арестованы – таков итог масштабных беспорядков в Москве и Санкт-Петербурге. Тысячи человек собрались с целью почтить память болельщика Спартака, который погиб в результате драки.
Неумение управлять гневом. Тысячи футбольных фанатов вышли со своей агрессией на улицы российской столицы. Дымные беспорядки изменили лицо обычно спокойного центра Москвы.
Зажженные фаеры и летающие бутылки – бойцы отрядов по охране общественного порядка задержали зачинщиков столкновений, которые начинались как мирное памятное шествие.
ВЛАДИМИР КОЛОКОЛЬЦЕВ, глава ГУВД Москвы: Некоторые очень резко отреагировали на смерть болельщика Спартака. Я полагаю, что их недовольство можно понять, однако это неприемлемо – агрессия, в результате которой страдают обычные люди. Мы предпримем все необходимые меры, чтобы предотвратить повторение подобной ситуации. Власти нельзя будет обвинить в неэффективности расследования убийства Егора Свиридова. Сотрудники милиции уже арестовали подозреваемых, и аресты будут продолжаться. Перед законом все равны.
Болельщик, о котором идет речь, Егор Свиридов, был застрелен на прошлых выходных в ходе массовой уличной драки.
Большинство собравшихся на Манежной площади пришли просто почтить память погибшего и потребовать полноценного расследования смерти их товарища. Однако подозреваемый в убийстве - родом с Северного Кавказа, и история приобрела уродливый националистический оттенок.
По информации властей, насилие спровоцировали представители различных националистических движений, а вовсе не футбольные болельщики.
РАШИД НУРГАЛИЕВ, министр внутренних дел РФ: Члены радикальных группировок присоединились к фанатам, разожгли массовые протесты и провоцировали столкновения. ОМОН должен действовать жестко, но в рамках закона, и в сложившейся ситуации они сделали все, что должны были сделать.
Протесты не ограничились столицей. Акция памяти Егора Свиридова в Санкт-Петербурге быстро обернулась дракой между демонстрантами и ОМОНом. Многие пострадали, более 50 человек задержаны.
Что это – насилие ради насилия, или за этим стоит что-то еще?
БОРИС КАГАРЛИЦКИЙ, политолог: Крайне правые националисты прилагают усилия для мобилизации футбольных фанатов в рамках различных националистических и неонацистских группировок, и проводимая ими пропаганда делает большие успехи.
Впрочем, сами болельщики не так уж и невинны – несколько дней назад фанаты Спартака сорвали матч своей команды в Словакии. Это может вылиться в серьезное наказание – для команды.
МАРИЯ КОМАНДНАЯ, спортивный журналист: Есть вероятность, что последующие матчи Евролиги будут проводиться без зрителей. В четверг, на следующий день посла матча главный тренер Спартака Валерий Карпин сказал, что такое поведение болельщиков неприемлемо.
Фанаты требуют правосудия и наказания виновных в убийстве их товарища. Однако насилие – это не мера. Субботние столкновения доказали, что и история, и последовавшие за ней волнения к футболу имеют лишь опосредованное отношение. Но зачинщики полагают, что ведут честную игру.
Напряженность сохраняется с момента убийства Егора Свиридова – и даже российские морозы не снизили накал страстей. Правоохранительные органы смогли восстановить порядок на улицах Москвы и Петербурга, однако многие опасаются, что конец насилию пока не положен.