Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кремль окончательно убедился, что не сможет повлиять на результаты белорусских выборов

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМинчане на выборах президента Белоруссии
Минчане на выборах президента Белоруссии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Руководство России и Белоруссии достигло временного примирения. Такие однозначные выводы делают российские эксперты после событий, произошедших на этой неделе. А именно – переговоров Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым и достижения договоренностей о пошлине на нефть. Теперь ничто не помешает Москве признать результаты выборов 19 декабря.

Руководство России и Белоруссии достигло временного примирения. Такие однозначные выводы делают российские эксперты после событий, произошедших на этой неделе. А именно – переговоров Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым и достижения договоренностей о пошлине на нефть. Теперь ничто не помешает Москве признать результаты выборов 19 декабря. Руководство России признает результаты выборов в Беларуси при любом развитии событий. В противном случае было бы странно встречаться и достигать серьезных экономических договоренностей с человеком, который в твоих глазах скоро станет нелегитимным лидером, – так, в частности, считает политолог Кирилл Коктыш.

Почему российская сторона пошла на примирение с белорусскими властями? Российские наблюдатели делают такой вывод: Кремль окончательно убедился, что не сможет повлиять на результаты белорусских выборов. Конечно, пропагандистская антилукашенковская кампания имела эффект. Но только в самой России. Здесь результаты очевидны. Согласно опросу авторитетного социологического «Левада-центра», негативно к Александру Лукашенко относится почти половина россиян – 48%. Положительно – только 30%, а очень положительно вообще только 3%. При том что ранее цифры были противоположные. Но в Москве убедились, что мировоззрение белорусского избирателя эта кампания не изменила.

Причина здесь, возможно, в неадекватной оценке своих возможностей. Во время подготовки документальных фильмов «Крестный батька» мне довелось общаться с журналистами телеканала НТВ. «После нашей следующей серии Лукашенко уже никогда не станет президентом», – сказал мне один из них. Было очевидно, насколько российские пропагандисты переоценивают свое влияние на белорусскую аудиторию. Аналитический портал polit.ru на этот счет высказался так: «Наша пропагандистская машина дает сбой, и белорусские власти научились в нужный момент ее отключать». Возможно, делают выводы российские аналитики, в более длительной перспективе, имея в качестве открытого врага руководство России, Александру Лукашенко и было бы трудно переизбраться, но не на этот раз. И поэтому Кремль не пошел на эскалацию конфликта.

В свою очередь Лукашенко надо было получить гарантии того, что Россия не будет ставить под сомнение результаты выборов или тем или иным способом поддерживать протесты, которые могут начаться после 19 декабря. Именно ради этого Лукашенко и пошел на уступки в вопросах таможенных пошлин на нефть и пообещал ратифицировать документы по Таможенному союзу. А в России договоренности Александра Лукашенко и Дмитрия Медведева рассматриваются именно как белорусская уступка. Хотя пошлина на российскую нефть и отменяется, но Белоруссия, в свою очередь, будет перечислять России 100% пошлины с тех нефтепродуктов, которые будет экспортировать в другие страны. На что еще обращают внимание в России, так это на то, что примирение является результатом договоренностей именно двух президентов.

Политолог Михаил Ремизов напоминает, что накануне состоялась встреча премьер-министров Сергея Сидорского и Владимира Путина, они обсуждали те же проблемы, но их переговоры закончились провалом – Сергей Сидорский не взял на себя смелости согласиться на российские условия. «Это означает, – говорит Михаил Ремизов, – что именно руководители стран перестают тормозить свои государства на пути интеграции. Важно, что оба лидера нашли в себе силу сделать это». Вместе с тем политолог отмечает, что последние договоренности не являются гарантией долгосрочных партнерских и дружеских отношений.

Перевод: Светлана Тиванова