Является ли Джулиан Ассанж героем нашего времени? Возможно. Ведь наше постмодернистское время болтается где-то посредине между концом истории и моральным вакуумом.
Сложно чем-то удивить – все более или менее обдумано-обговорено-сделано. Но не в технологии – она стремительно развивается.
Если ранее нужен был хитрый шпион, обольщение секретарш или какой-нибудь взлом, чтобы сфотографировать секретный документ, то сейчас чуть ли не несмышленыш-практикант может гигабайтами скачивать на свои флешки секретную информацию.
А Джулиан Ассанж как профессиональный хакер (или опирающийся на хакеров) стал новостью номер один.
До сих пор я относилась к Ассанжу позитивно. Ладно, пусть сбор им информации отдавал неприятным душком, но цель оправдывала средства – разоблачение коррупционных схем в Кении или численность жертв войны в Афганистане, показ в эфире ужасного видео о том, как в результате ошибки расстреляли с вертолета журналиста, работавшего Reuters. Все это подпадает под квалификацию журналиста, ведущего расследование дел в целях гуманизма.
Но последняя мегаутечка, когда на суд общественности был вынесен в невиданном объеме (250.000 документов) приватный обмен письмами дипломатов США, это удар ниже пояса. Кому он был призван помочь и каков смысл этой утечки, до сих пор неясно. На форумах шумиха: «Молодец, Джулиан, если правительство подслушивает наши разговоры, то и мы имеем право следить за их перепиской!!! Все должно быть открыто!!! Да здравствует свободная пресса!!!
Но мне за этим мне слышится, прежде всего, старая классовая ненависть и тенденциозно ненавистное отношение к США. Очень редкие голоса считают долгом напомнить, что дипломатия испокон веков велась в кулуарах, занималась сбором информации и сравнением. И ясно, что сообщения для своих значительно резче, чем отполированные позже политкорректные высказывания. Правда, политкорректность может дойти до абсурда, но вежливость в широком плане более результативна, чем оскорбления, или, например, стук ботинком по трибуне ООН.
В галошах в спальню
Ассанж бросил перчатку дипломатии как таковой. И прежде всего дипломатии США. Закрытые сети сделали более доступными для большего числа лиц для того, чтобы избежать ситуации кануна 11 сентября, когда хвост не знал, что делают голова и лапы – катастрофы можно было бы избежать, если бы информация передвигалась более свободно. Возможно, и сейчас будет проведена большая чистка и вместо того, чтобы заниматься настоящими проблемами (как терроризм и тому подобное), придется тратить время на внутренний контроль и борьбу с хакерами. И многие источники так просто уже рот не откроют. После «кабельного скандала» утверждения типа «Это останется между нами» больше не будут звучать убедительно.
Отправка в эфир в прямом смысле слова чернового материала пахнет не улучшением мира, а задиристостью и драчливостью. Это неуместно и постыдно – примерно как большевики, марширующие в спальню по ковру в галошах или хапающие нежные сервизы руками в мазуте. И как-то странно, путешествуя по интернет-пространству, видеть и дело мелькающие записи: «поглядите еще на переписку дипломатов США!!!»
Ассанж повторяет как мантру: не трогайте гонца, принесшего весть. Да, но есть причины, почему не все подлежит публикации. В идеале следовало бы оценивать чистовик, а не черновик.
В то же время использование черновиков очень распространено как дешевая, но эффективная тактика – малокомпетентная и плохо информированная публика проще попадается на этот крючок. Например, на судебном процессе по моему фильму «Магнус» размахивали начальной версией сценария и моими личными электронными письмами. О конечной версии, запрета которой так добивались, речи почти и не велось. После восьмичасового заседания судья утомленно сказал, что ему и не было смысла все это рассматривать. Каракули в набросках и клевета важнее, чем отшлифованная, дополненная картина. Если черновики и чистовики различаются, это во многом сделано не только по воле автора, а является «лицемерием», как восклицает о кабельной афере ливийский диктатор Муамар Каддафи. Сам господин, разумеется, абсолютно морален и кристально прозрачен – примерно как руководимое им государство.
Мягкий перечный пряник
В интервью читателям The Guardian Джулиан Ассанж вольно или невольно раскрыл свое высокомерие. Цитирую.
Вопрос: Я бывший британский дипломат. В числе прочего помогал организовывать отпор одному жестокому балканскому режиму, устанавливать санкции государству, угрожавшему провести этнические чистки и рассказать через одну обедневшую страну о долговом вопросе. Ничего этого не было бы осуществлено, если бы не было безопасной и секретной дипломатической переписки. (---) Публикуя такое огромное количество дипломатических писем, Wikileaks приводит не конкретные ошибки, а подрывает дипломатический процесс как таковой. (---) Мой вопрос вам звучит так: почему вы не должны лично отвечать, если из-за этого останется нерешенным какой-либо международный кризис, дипломатическая работа будет нарушена?
Ассанж: Если бы вы свое долгое вступление сократили до этого единственного вопроса, то я бы с радостью согласился обратить на него свое внимание.
Вот так. Герой нового времени – новый большой брат или хакер с длинными пальцами не считает нужным объяснить свое поведение… Он холоден и неуловим, сексуально живя в подполье. Возможно, в молодости он даже восхищался Че Геварой. И попробуйте вы, американцы, отдать меня под суд – тогда он выложит настоящую виртульную атомную бомбу, компромат, по сравнению с которой нынешний – всего лишь мягкий перечный пряник (традиционные в Эстонии предрождественские пряники с добавлением перца – прим. переводчика). Но почему-то это напоминает мне ситуацию, когда нашкодивший мальчишка угрожает директору школы, что если тот отправит его в детскую комнату милиции, то к вечеру к нему могут пожаловать гости с могучими торсами.
Какие там кулуары и задние комнаты! Медиа нового времени рождаются без модерации. Какое там закрытое заседание парламента! Delfi.ee (эстонский интернет-портал – прим. переводчика) – это место, где рождается настоящая демократия: все имеют право на слово, а если нужно, то и на брань! Если не нести прямую нецензурщину, вас не коснется и закон о защите данных. Долой элитизм!
Если ты не хочешь, чтобы тебя сфотографировали загорающей голой во дворе дома, то не загорай голой! Тот тип с телеобъективом вообще ни при чем – он всего лишь гонец вести. И тот второй тип, который с важным видом продает ворованные вещи под неоновыми письменами – и он посланец. Просветитель народа. Революционер. Герой нашего времени.
PS. Считаю необходимым добавить, что обвинение в изнасиловании Ассанджем шведок является легковесным – напоминает обычный шантаж, когда дешевле и (с точки зрения разговора с обществом целесообразнее) бросить что-либо в пасть «жертве». В то же время закон о «неожиданном сексе» в Швеции действительно существует и никакое дерганье ЦРУ за ниточки или «honey trap», похоже, ни при чем.
Перевод: Хейно Сарап