Губернатор Южного Синая Мухаммад Абдель Фадиль Шуша не исключает версии, что акул-людоедов специально посылают к берегам Египта израильские спецслужбы. Но израильский МИД отрицает эту версию, и даже египетские специалисты по морской биологии назвали ее «бредом».
В конце ноября — начале декабря в Красном море, в зоне египетского курортного города Шарм-эль-Шейха произошло несколько нападений акул на людей. Так, 30 ноября акула атаковала россиянку и гражданина Украины, серьезно повредив ноги и спину женщины.
Украинец также получил тяжелые травмы ног. На следующий день от зубов акулы пострадали еще два российских туриста — жертвы нападения в результате атаки потеряли руки. А 5 декабря от нападения морской хищницы в Египте погибла 70-летняя туристка из Германии. Инцидент произошел вблизи пляжа фешенебельного отеля Hyatt Regency в бухте Наама-Бэй в Шарм-эль-Шейхе.
Сколько именно акул перешли к нападениям на людей, выяснить пока не удается. Эксперты, изучающие серию нападений акул в водах Египта, заключили, что в Красном море на туристов охотятся сразу несколько хищниц. Неизвестность затрудняет их отлов и усложняет поиски ответа на вопрос о причинах возникновения таких изменений в поведении морских хищниц. «Мы должны найти причину такого поведения акул, и я не уверен, что ее можно найти. А если мы не знаем, что их спровоцировало, тогда что нам делать?» — заявил немецкий эксперт Эльке Бояновски, участвующий в международной команде исследователей.
По данным египетских СМИ, власти в ближайшие дни не собираются открывать закрытые после серии атак акул пляжи Шарм-эль-Шейха. Возможно, пляжи возобновят свою работу через одну-две недели. Однако, помимо поисков причин нападения в исключительно биологической плоскости, свою лепту в расследование решили внести и политики. Помимо «бредовых» заявлений о «руке Израиля», которое страх не развеивает, а переносит его в другую плоскость, решение правительства Египта выплатить пострадавшим по 50 тысяч долларов — тоже политическое. «Мы понимаем, что страховки туристов не смогут покрыть расходы на лечение, поэтому мы решили помочь им», — подчеркнул советник министра туризма Египта Хелми Бадир. Совершенно очевиден политический подтекст этого шага: туристический бизнес — одна из существенных статей бюджетных поступлений, поэтому вести наступление следует по нескольким направлениям. Главное — сбить панику, параллельно решая вопросы безопасности. Проблема непростая — от акул ведь стеной не отгородиться. Да и где гарантия, что людоедки не останутся внутри? Остается только посылать дипломатические десанты по всему миру, что сейчас и делают каирские власти.
Совершенно понятно — количество жертв акульих зубов несопоставимо с числом жертв автомобильных аварий с участием туристов. Однако автокатастрофы — угроза «привычная», как правило, не сказывающаяся на количестве желающих полюбоваться античными пирамидами. Закрытие же пляжей ударит по всей цепочке курортной индустрии, обеспечивающей доход не одной тысяче египтян.
Местные власти хорошо осведомлены, что бывает, если на корню не пресечь страхи и волны паники, которые в современном мире распространяются со скоростью атакующей акулы. Достаточно вспомнить, как долго туриндустрия Египта преодолевала последствия террористической атаки 17 ноября 1997 года, когда группа туристов была атакована боевиками «Аль-Гамаа-Аль-Исламия» («Исламская община»). Сорок пять минут перестрелки, в которой погибло 62 иностранца, а 26 были ранены, обернулись многолетним ущербом для отрасли. Наиболее часто тогда цитировали президента Мубарака, заявившего: «В мире может произойти все что угодно, но наша задача — обеспечить безопасность каждому человеку в Египте». В результате длившейся более двух лет охоты на терриристов организацию ликвидировали. А потом и посещаемость курортов стала расти.
Как и чем закончится охота на акул-людоедов на этот раз — пока не известно. Равно как и то, скоро ли восстановится существенно упавший спрос на поездки в Египет. Судя по всему, финансовая помощь пострадавшим туристический пессимизм не развеяла: местные отели снижают цены на проживание до 60 проц. и предлагают дополнительные бесплатные услуги в виде поездок на безопасные пляжи, spa-процедур и развлекательных мероприятий. Но это пока слабо отражается на общей картине — шок от нападения акул еще не прошел.